Министерство экономики и финансов раскрыло карты, опубликовав ключевой финансовый документ страны на грядущий год. В открытом доступе появился законопроект «О Государственном бюджете Республики Узбекистан на 2026 год». Документ проливает свет на то, как именно правительство планирует распорядиться казной, общий объем которой к распределению определен на уровне 328 трлн 79 млрд 730 млн сумов.
При анализе представленных данных бросается в глаза явная доминанта самого ведомства-разработчика. Министерство экономики и финансов зарезервировало за собой львиную долю средств - почти треть от всего республиканского бюджета. Речь идет о внушительной сумме в 105,9 трлн сумов. Это делает ведомство главным распорядителем финансовых потоков, значительно опережающим остальные государственные структуры по объемам финансирования.
Следом за финансовым блоком, что ожидаемо для социально ориентированной политики Узбекистана, располагается сектор образования. Министерство дошкольного и школьного образования получит в свое распоряжение 63,69 трлн сумов, что подтверждает курс на развитие человеческого капитала. Замыкает тройку лидеров по объемам бюджетных вливаний Национальное агентство социальной защиты при президенте. Этой структуре, отвечающей за поддержку уязвимых слоев населения, выделяется 22,42 трлн сумов.
Интересная картина складывается в блоке инфраструктуры и сельского хозяйства. Здесь наблюдается существенный дисбаланс в пользу водного сектора. Министерство водного хозяйства, перед которым стоят вызовы дефицита водных ресурсов и модернизации ирригации, получит 10,36 трлн сумов. Для сравнения, непосредственно Министерству сельского хозяйства выделяется более скромная сумма - 2,27 трлн сумов. Министерство транспорта, отвечающее за логистику и дорожные артерии страны, может рассчитывать на 7,3 трлн сумов. При этом Министерство энергетики, как административный орган, получит лишь 110 млрд сумов, что, вероятно, объясняется иной структурой финансирования энергетических компаний и холдингов.
Правоохранительная и судебная системы также занимают заметное место в расходной части. Генеральная прокуратура получит из казны 3 трлн сумов, в то время как Верховному суду предписано финансирование в размере 1,99 трлн сумов. Администрация президента, обеспечивающая деятельность главы государства, будет профинансирована на уровне 3,05 трлн сумов, а деятельность Кабинета Министров оценена в 2,59 трлн сумов.
В законопроекте также детально прописаны расходы на науку и культуру. Министерству высшего образования, науки и инноваций выделяется 6,36 трлн сумов, тогда как Министерству культуры достанется 1,28 трлн сумов. Сфера здравоохранения, оставаясь одним из приоритетов, получит 6,8 трлн сумов из республиканского бюджета (не считая средств фондов медицинского страхования).
Среди ведомств, занимающихся вопросами экологии и геологии, средства распределены следующим образом: Министерство экологии, охраны окружающей среды и изменения климата получит 1,1 трлн сумов, а Министерство горнодобывающей промышленности и геологии - 838 млрд сумов.
Особое внимание в документе уделено и более узкоспециализированным направлениям. Так, Министерство цифровых технологий получит 528 млрд сумов для продолжения цифровизации страны. Недавно созданные или реформированные агентства также нашли свое место в смете: Агентство по борьбе с коррупцией получит 35,69 млрд сумов, а Агентство стратегического развития и реформ - 27,12 млрд сумов. Любопытно отметить финансирование Агентства по атомной энергии в размере 46,38 млрд сумов, что свидетельствует о продолжении работ в данном направлении.
Весьма значительная сумма - 74,12 трлн сумов - проходит по графе «Другие организации». Эта статья расходов традиционно включает в себя закрытые части бюджета или резервные фонды, детализация которых в публичной части документа не приводится.
Что касается законодательной ветви власти, то Законодательная палата Олий Мажлиса получит 229,3 млрд сумов, а Сенат - 128,18 млрд сумов. Органы общественного контроля и правозащиты, такие как Омбудсман, профинансированы на 24,56 млрд сумов.
Бюджет 2026 года сохраняет черты социально направленного, с массивными вливаниями в образование и социальную защиту, однако четко прослеживается и приоритет макроэкономической стабильности, учитывая колоссальный бюджет профильного финансового министерства.
В проекте бюджета на 2026 год расходы на Министерство водного хозяйства (10,36 трлн сумов) почти в 1,5 раза превышают бюджет Министерства высшего образования, науки и инноваций (6,36 трлн сумов) и Министерства здравоохранения (6,8 трлн сумов), что подчеркивает критическую важность решения проблем водоснабжения для региона в ближайшие годы.