Делегация Международного валютного фонда по итогам работы в республике выступила с рекомендацией к официальному Ташкенту касательно темпов преобразования финансового сектора. Эксперты глобальной организации полагают, что текущие макроэкономические показатели Узбекистана и наблюдаемый рост экономики создали достаточный фундамент для того, чтобы государство начало планомерный отказ от практики целевого и льготного кредитования, переходя к рыночным механизмам распределения ресурсов.
Специалисты фонда обратили внимание на стратегические планы Центрального банка. В частности, речь идет о намерении регулятора усилить надзорную функцию в банковской сфере. Хотя текущие меры оцениваются позитивно, МВФ настаивает на расширении горизонтов планирования. План по укреплению надзора, рассчитанный до конца текущего 2025 года, предложено интегрировать в более масштабную дорожную карту.
Этот документ, по мнению аналитиков фонда, должен аккумулировать в себе полный спектр рекомендаций, выработанных в рамках Программы оценки финансового сектора (FSAP), а также предложения иных профильных ведомств. Подобная консолидация задач позволит не только систематизировать процесс реформирования, но и упростит получение технической поддержки для их имплементации. Стоит отметить, что FSAP представляет собой углубленный анализ устойчивости финансовой системы, который проводится совместными усилиями МВФ и Всемирного банка, и его выводы считаются золотым стандартом диагностики экономики.
В отчете миссии отдельной строкой проходит тезис о необходимости снижения роли государства в экономических процессах. Развитие частного предпринимательства рассматривается как основной драйвер будущего роста, однако для этого требуется минимизировать административное влияние на рыночные механизмы.
Ключом к сохранению высокой динамики ВВП в МВФ называют последовательность структурных реформ. В первую очередь это касается государственного сектора. В фонде подчеркнули важность продолжения приватизации, а также реструктуризации крупных госпредприятий. Принципиальным моментом названо улучшение корпоративного управления: любая финансовая подпитка госкомпаний должна быть жестко привязана к надежным и проверяемым планам их оздоровления и реструктуризации. Укрепление конкурентной среды также названо приоритетом.
Помимо сугубо финансовых аспектов, международные эксперты дали высокую оценку дипломатическим и экономическим усилиям Узбекистана на внешнем треке. В частности, прогресс Ташкента в переговорном процессе по вступлению во Всемирную торговую организацию (ВТО) охарактеризован положительно. Этому способствовало и то, что ранее узбекская сторона практически финализировала обсуждение ключевых вопросов с партнерами, включая завершение переговоров с Москвой.
Блок вопросов, касающихся управления и прозрачности, также не остался без внимания. В МВФ убеждены, что реформы, направленные на борьбу с коррупцией, напрямую влияют на эффективность национальной экономики и инвестиционную привлекательность деловой среды. Среди позитивных сдвигов отмечено принятие законодательных актов о конфликте интересов. Кроме того, одобрение вызвало продвижение нормативной базы, касающейся декларирования активов чиновниками и защиты лиц, сообщающих о правонарушениях. Эти шаги расцениваются как фундамент для построения более прозрачной экономической модели.
Узбекистан подал заявку на вступление в ВТО еще в 1994 году, однако активная фаза переговоров и реальные шаги по гармонизации законодательства с нормами организации возобновились лишь спустя более чем два десятилетия, став одной из самых длительных процедур присоединения в истории торгового клуба.