В Ташкенте продолжается работа по расширению географии международных грузоперевозок и оптимизации логистических цепочек, связывающих Центральную Азию с Европой. Акционерное общество «Узтемирйулконтейнер», являющееся дочерней структурой «Узбекистон темир йуллари», официально закрепило договоренности о партнерстве с латвийской транспортной компанией Agmena. Ключевой темой переговоров стала организация бесперебойной терминальной обработки грузов, следующих железнодорожным транспортом по маршруту Латвия - Узбекистан.
Встреча делегаций, на которой были согласованы детали сотрудничества, состоялась 26 ноября. В ходе дискуссии представители обеих сторон сосредоточились на практических аспектах взаимодействия. В частности, обсуждались механизмы предоставления специальных кодов, необходимых для экспедирования грузов, а также стратегии по увеличению общего грузооборота между странами. Особое внимание уделялось вопросам эффективности использования подвижного состава. Логистические схемы часто страдают от порожних пробегов, поэтому одной из приоритетных задач стало формирование обратных грузопотоков. Латвийская сторона выразила заинтересованность в загрузке своих фитинговых контейнерных платформ, возвращающихся из региона, что позволит существенно снизить издержки.
Итогом переговоров стало подписание соглашения, согласно которому «Узтемирйулконтейнер» возьмет на себя обязательства по проведению терминальной обработки и предоставлению полного спектра логистических услуг для товаров, доставляемых компанией Agmena на территорию республики. Стороны подчеркнули, что данный шаг является лишь началом более масштабного сотрудничества в транспортно-логистической сфере, наметив планы по реализации совместных инфраструктурных проектов.
Данное событие следует рассматривать в контексте активизации узбекско-латвийского диалога, наблюдаемой в последние месяцы. Еще в октябре министр транспорта Ильхом Махкамов провел серию встреч со своим латвийским коллегой Атисом Швинкой, а также с топ-менеджментом железнодорожного оператора Latvijas dzelzceļš и администрациями портов Риги, Вентспилса и Лиепаи. Тогда европейские партнеры подтвердили свою заинтересованность в наращивании объемов транзита и развитии авиасообщения.
В ходе октябрьских консультаций Махкамов выдвинул ряд инициатив, направленных на упрощение торговых процедур. Среди них - предложение об увеличении квоты бланков разрешений для автомобильных перевозчиков, ускорение транзитных процедур и полный переход на цифровой документооборот, что соответствует современным мировым трендам. Ташкент также официально пригласил Ригу принять участие в развитии стратегического транспортного коридора «Восток - Запад» и перспективного маршрута в направлении Южной Азии.
Практическая значимость сотрудничества с Латвией подтвердилась в середине текущего месяца, когда возникли сложности на границах Восточной Европы. Правительство Латвии оперативно предоставило транзитный коридор для грузовых автомобилей из Узбекистана, которые не могли проехать из Литвы в Беларусь из-за закрытия пограничных пунктов. В период с 12 по 15 ноября этим маршрутом смогли воспользоваться более 150 национальных перевозчиков, что позволило избежать срыва поставок и финансовых потерь для бизнеса.