Специалисты Международного валютного фонда выступили с официальным заявлением, касающимся прогресса республики в вопросах антикоррупционного законодательства. Согласно выводам миссии МВФ, в Узбекистане завершена разработка ключевых законопроектов, направленных на обязательное декларирование доходов государственных служащих и обеспечение безопасности лиц, сообщающих о коррупционных правонарушениях. Оба нормативно-правовых акта готовятся к передаче на рассмотрение в Олий Мажлис.
В итоговом коммюнике персонала фонда отмечается положительная динамика в законодательной базе страны. В частности, эксперты приветствовали вступление в силу Закона «О конфликте интересов», который стал первым шагом в системной реформе. Теперь же внимание международного сообщества приковано к следующим этапам - передаче законопроекта о защите информаторов (разоблачителей коррупции) и документа о декларировании активов непосредственно депутатам.
Однако, несмотря на оптимистичные оценки внешних наблюдателей, процедурные моменты внутри страны все еще вызывают вопросы. Представители пресс-службы Законодательной палаты Олий Мажлиса, отвечая на запрос издания Spot, сообщили, что на текущий момент нижняя палата парламента физически не располагает текстами упомянутых законопроектов. Информации о точных сроках внесения документов в канцелярию парламента у пресс-службы пока нет, что создает определенный информационный вакуум вокруг реализации реформы.
История данного вопроса тянется уже более полутора лет. Еще в мае 2024 года Международный валютный фонд настоятельно рекомендовал правительству Узбекистана не затягивать с введением механизмов финансовой прозрачности для чиновников.
Политическая воля к изменениям была обозначена на высшем уровне еще весной прошлого года. В марте 2024 года на расширенном заседании Национального совета по противодействию коррупции Шавкат Мирзиёев выступил с программной речью. Глава государства тогда четко заявил, что время для принятия закона о декларировании доходов госслужащих настало, и откладывать это решение больше нельзя. Президент особо акцентировал внимание на роли общественного мнения, которое требует прозрачности от власти.
Тогда же ответственным структурам было поручено в жесткие сроки вынести проект на общественное обсуждение и внести его на рассмотрение до 1 апреля 2024 года. Позднее, в апреле того же года, Шавкат Мирзиёев поставил задачу финализировать проект закона «О декларации доходов и имущества государственных служащих» до конца мая. Документ должен был регламентировать не только порядок заполнения деклараций, но и алгоритмы проверки указанных в них сведений сотрудниками правопорядка и профильными ведомствами.
Ключевым и, пожалуй, самым революционным элементом предлагаемых изменений является введение ответственности за «незаконное обогащение». Президент подчеркивал необходимость имплементации в законодательство специальной статьи. Суть нововведения заключается в кардинальном изменении принципа презумпции в вопросах имущества чиновников: в случае выявления активов, стоимость которых явно превышает официальные доходы, госслужащий обязан будет сам доказать легальность источников средств, на которые это имущество было приобретено. Если доказательства не будут предоставлены, это может трактоваться как незаконное обогащение.
На сегодняшний день, по прошествии времени с момента первых поручений, процесс, судя по заявлению МВФ, вышел на финишную прямую перед парламентскими слушаниями.