Европейский авиастроительный концерн Airbus официально подтвердил начало масштабной кампании по техническому обслуживанию значительной части своего глобального флота. Речь идет о самой популярной модели производителя - узкофюзеляжных лайнерах семейства A320. Поводом для столь радикальных мер послужили выявленные критические уязвимости в электронной системе управления полетом, которые, как выяснилось, могут реагировать на внешние факторы космического происхождения.
Решение о вмешательстве в работу тысяч воздушных судов было принято руководством компании после тщательного расследования авиационного инцидента, произошедшего 30 октября текущего года. Тогда пассажирский рейс, следовавший по маршруту из мексиканского Канкуна в Ньюарк (штат Нью-Джерси), столкнулся с нештатной ситуацией в воздушном пространстве. Бортовые самописцы зафиксировали внезапную потерю высоты, что привело к сильной турбулентности и травмированию нескольких пассажиров, находившихся в салоне. Экипаж принял решение прервать полет и запросил экстренную посадку на территории штата Флорида.
В настоящее время в эксплуатации по всему миру находится порядка 11,3 тысячи единиц самолетов семейства A320. Представители Airbus уточняют, что инициированная процедура, которую технически можно назвать отзывом, затронет практически 50 процентов от общего числа этих машин. Инженерам предстоит провести комплексное обновление программного обеспечения бортовых компьютеров. Согласно техническим отчетам, причиной сбоев является аномальная чувствительность датчиков к сильному солнечному излучению. Под воздействием геомагнитных возмущений система может получать искаженные данные, что в свою очередь дестабилизирует работу автопилота и других механизмов управления полетом.
Сейчас Airbus ведет плотную работу с авиационными властями различных стран, в том числе с Федеральным управлением гражданской авиации США, работающим под эгидой администрации Дональда Трампа, для скорейшего внедрения протоколов безопасности. Американские регуляторы настаивают на ускоренной замене ПО, учитывая плотность авиатрафика над территорией Соединенных Штатов.
Следует также отметить, что небо над Флоридой в последнее время стало местом сразу нескольких тревожных авиационных происшествий. Напоминаем, что незадолго до инцидента с лайнером Airbus, в этом же штате произошла трагедия с легким двухмоторным самолетом Beechcraft King Air. Борт, выполнявший гуманитарную миссию по доставке грузов на Ямайку, потерпел крушение, рухнув на придомовую территорию в жилом секторе. Прибывшие на место сотрудники правопорядка и спасательные службы обнаружили обломки воздушного судна на заднем дворе частного дома. К сожалению, по предварительной информации следствия, выжить никому из находившихся на борту Beechcraft King Air не удалось.
Семейство самолетов Airbus A320 стало первым в мире массовым гражданским авиалайнером, оснащенным цифровой электродистанционной системой управления (fly-by-wire), где команды пилота передаются на рулевые поверхности не через механические тросы, а через электрические сигналы, обрабатываемые компьютером. Именно эта сложная электроника сейчас и подвергается обновлению.
Для авиационной отрасли Узбекистана решение европейского концерна имеет стратегическое значение, поскольку именно лайнеры семейства Airbus A320 де-факто являются становым хребтом гражданской авиации республики. Если рассматривать структуру воздушного парка национального перевозчика Uzbekistan Airways, то узкофюзеляжные самолеты европейского производства составляют его основу. За последние годы компания провела масштабную модернизацию, заменив устаревшие Boeing 757 и ранние модели Airbus на современные версии A320neo и более вместительные A321neo, которые отличаются повышенной топливной эффективностью и сниженным уровнем шума.
Ситуация усугубляется тем, что либерализация авиационного рынка страны, начавшаяся несколько лет назад, привела к появлению частных игроков, которые также сделали ставку на эту модель. Авиакомпании Qanot Sharq, Centrum Air и Panorama Airways активно эксплуатируют различные модификации A320. Выбор в пользу этих машин обусловлен их оптимальной дальностью полета, позволяющей без посадок покрывать маршруты до Стамбула, Дубая, Москвы или Сеула, а также унификацией технического обслуживания.
В контексте объявленного отзыва и обновления программного обеспечения местным перевозчикам предстоит масштабная работа. Впрочем, Ташкент обладает серьезным преимуществом в регионе: на базе столичного аэропорта функционирует предприятие Uzbekistan Airways Technics (UAT). Этот центр технического обслуживания имеет все необходимые сертификаты и компетенции для проведения сложных регламентных работ, включая обновление критически важного ПО авионики. Скорее всего, процедура перепрошивки систем управления полетом будет производиться непосредственно в Ташкенте, что позволит избежать длительного вывода судов из расписания и отправки их в Европу.
Агентство «Узавиация», выполняющее функции регулятора, пока не выпускало официальных директив, касающихся остановки полетов, однако практика показывает, что узбекистанские авиавласти синхронизируют свои требования с бюллетенями безопасности EASA (Европейское агентство авиационной безопасности). Учитывая плотность полетного графика в осенне-зимний период 2025 года, когда пассажиропоток традиционно высок, авиакомпаниям придется корректировать расписание, чтобы поочередно выводить борты на техническое обслуживание. Эксперты отрасли полагают, что обновление затронет существенную часть флота, так как проблема чувствительности к солнечному излучению актуальна для региона с высоким количеством безоблачных дней и активной инсоляцией на эшелонах полета.
Авиакомпания Uzbekistan Airways стала одним из первых эксплуатантов в СНГ, получившим в свое распоряжение модификацию Airbus A320neo, оснащенную двигателями LEAP-1A от CFM International. Эти двигатели не только экономичнее, но и имеют композитные лопатки вентилятора, изготовленные методом трехмерного плетения из углеродного волокна, что делает их уникальными с инженерной точки зрения.