В Узбекистане разворачивается дискуссия вокруг методов, применяемых местными властями в борьбе за экологическое благополучие. Офис Бизнес-омбудсмана выступил с жестким заявлением, касающимся недопустимости нарушения прав частной собственности под предлогом проведения экологических мероприятий. Уполномоченный по защите прав предпринимателей подчеркнул, что любые манипуляции с имуществом субъектов бизнеса, вплоть до ликвидации объектов, возможны исключительно при наличии соответствующего судебного решения или постановления уполномоченного государственного органа.
Поводом для столь резкой реакции послужили тревожные сигналы, поступающие из отдельных регионов республики. Представители бизнес-сообщества жалуются на то, что в ходе так называемых «экорейдов» наносится прямой ущерб их законному имуществу. В ведомстве, признавая безусловную важность усиления экологического контроля и необходимость борьбы с правонарушениями в этой сфере, тем не менее, указали на перегибы на местах.
Согласно действующему законодательству, а именно Закону «О гарантиях свободы предпринимательской деятельности», частная собственность в стране находится под защитой государства и является неприкосновенной. В офисе омбудсмана напомнили, что самоуправство в этом вопросе недопустимо.
- Призываем уполномоченные госорганы в ходе важных экологических мероприятий соблюдать законные интересы и имущественные права предпринимателей, не допускать нарушения закона в отношении частной собственности и принимать любые меры только в рамках действующего законодательства, - гласит официальное сообщение ведомства.
Катализатором общественного резонанса стали события, произошедшие в Андижанской области. Третьего декабря пресс-служба хокимията Шахриханского района отчиталась о проведении рейдовых мероприятий, направленных на предотвращение загрязнения атмосферного воздуха. Однако методы борьбы вызвали вопросы: к официальному релизу была прикреплена видеозапись, демонстрирующая работу тяжелой техники. На кадрах было видно, как экскаватор методично разрушает тандыры для приготовления самсы, принадлежащие местным предпринимателям.
Первоначально администрация района заняла жесткую позицию, заявив о применении «строгих мер по временному приостановлению деятельности объектов общественного питания и бытового обслуживания населения, не соответствующих требованиям». Однако публикация кадров уничтожения имущества без видимых правовых оснований вызвала волну критики в социальных сетях и СМИ. Спустя короткое время пост и видеозапись были удалены с официальных ресурсов районной администрации.
Реакция вышестоящего руководства не заставила себя ждать. В хокимияте Андижанской области сообщили, что инцидент с разрушением печей был оперативно изучен. Действия местных чиновников были признаны неправомерными. Хоким Шахриханского района Хикматилло Дадахонов получил дисциплинарное взыскание в виде предупреждения за то, что «допустил безответственность» в организации работы подчиненных.
- Проведена разъяснительная работа по недопущению повторения подобных случаев, - резюмировали в областном хокимияте, пытаясь снизить градус напряжения между властью и малым бизнесом.
Стоит отметить, что данный инцидент происходит на фоне общего ужесточения экологической повестки в стране. Ранее политическая партия «Адолат» выступила с инициативой по пересмотру законодательства в сторону ужесточения ответственности за экологические преступления, включая незаконную вырубку деревьев и загрязнение воздуха. Однако случай в Шахрихане наглядно продемонстрировал тонкую грань между наведением порядка и административным произволом, который, как показала практика, пресекается надзорными органами.
Традиционные глиняные тандыры, используемые в Узбекистане веками, действительно могут быть источником локального загрязнения воздуха, если для их растопки используются запрещенные материалы (пластик, резина или некачественный уголь), однако при использовании дров или газификации они считаются относительно экологичным способом приготовления пищи, а их принудительный снос без экспертизы топлива является юридическим нонсенсом.