Власти Узбекистана инициировали масштабную реформу в секторе строительства, направленную на ужесточение контроля качества используемой продукции и улучшение экологической ситуации в республике. Президент Шавкат Мирзиёев утвердил пакет нормативных актов, которые кардинально меняют правила игры для участников строительного рынка. Ключевым нововведением станет создание «черного списка» недобросовестных производителей, а также введение строгих регламентов по утилизации строительного мусора.
Согласно утвержденной стратегии, государство намерено поддерживать ответственный бизнес, одновременно выдавливая с рынка поставщиков контрафакта и небезопасной продукции. В качестве меры экономической стимуляции принято решение обнулить таможенные пошлины на импорт сырья, необходимого для производства строительных материалов. Данная льгота будет действовать вплоть до 2028 года, что должно позволить местным предприятиям снизить себестоимость конечного продукта и модернизировать производственные мощности.
Однако либерализация фискальной политики сопровождается беспрецедентным усилением надзора. Документ предусматривает запуск единого электронного реестра, куда будут вноситься данные о производителях и поставщиках, чья продукция признана не соответствующей стандартам безопасности. Эта база данных начнет функционировать с 1 марта 2026 года.
Платформа станет результатом цифровой интеграции двух крупных государственных информационных систем - «Шаффоф курилиш» и «Техническое регулирование». Наполнение базы данных возложено на Инспекцию по контролю в сфере строительства и жилищно-коммунального хозяйства. Основанием для внесения компании в список станут результаты лабораторных и технических проверок непосредственно на строительных площадках. Попадание в данный реестр повлечет за собой серьезные экономические последствия: таким предприятиям будет законодательно запрещено участвовать в любых процедурах государственных закупок.
Для обеспечения прозрачности процесса перечень компаний, уличенных в производстве или сбыте опасных материалов, будет находиться в открытом доступе. Публикация данных планируется на официальных веб-ресурсах профильных ведомств, а также на сайте ассоциации «Узпромстройматериалы».
Особое внимание в новом постановлении уделено механизму изъятия из оборота некачественной продукции. Власти намерены пресечь практику, когда забракованные материалы через некоторое время вновь появляются на рынке. Начиная с 1 февраля 2026 года, вводится жесткое обязательство для заказчиков и производителей: при получении соответствующего предписания от надзорных органов, опасные материалы должны быть незамедлительно отправлены на переработку либо на специализированные полигоны отходов.
Контроль за исполнением этих предписаний будет многоступенчатым. Информация о каждом выявленном нарушении и выданном предписании будет аккумулироваться в Ситуационном центре Комитета по экологии. Непосредственный надзор на местах поручен сотрудникам правопорядка, отвечающим за экологическую безопасность, Инспекции технического регулирования, а также Генеральной прокуратуре.
Экологический аспект реформы не ограничивается только бракованными материалами. С июня 2026 года вступают в силу новые правила обращения со строительным мусором. Заказчики работ по возведению, реконструкции, сносу зданий, а также строительству дорог и инженерных коммуникаций будут обязаны передавать образующиеся отходы специализированным предприятиям по переработке или вывозить их на санкционированные полигоны.
Требования к проектно-сметной документации также ужесточаются. Теперь в ней необходимо будет четко прописывать прогнозируемые объемы строительных отходов, места их временного складирования и конкретные планы по их дальнейшей утилизации. Кроме того, на плечи заказчика ложится ответственность за минимизацию негативного воздействия на окружающую среду в процессе работ - они должны предпринимать меры по пылеподавлению и устранению неприятных запахов в местах скопления мусора.
В мировой практике строительный мусор составляет до 40% от общего объема твердых бытовых отходов, однако современные технологии позволяют перерабатывать до 90% таких материалов (бетон, кирпич, металл) для повторного использования, например, при прокладке дорог, что существенно экономит природные ресурсы.