В энергетическом секторе Узбекистана сохраняется напряженная ситуация с контролем качества горюче-смазочных материалов, несмотря на ужесточение нормативной базы. Согласно последним данным, обнародованным пресс-секретарем «Узэнергоинспекции» Наврузом Норбобоевым, масштабные мониторинговые мероприятия вскрыли системные нарушения в розничном сегменте топливного рынка. Только за одну отчетную неделю сотрудники профильного ведомства пресекли попытки реализации потребителям более 300 тысяч литров бензина, чьи физико-химические показатели не соответствовали утвержденным государственным стандартам.
Особое внимание в ходе рейдов уделялось наличию и качеству бензина марки АИ-80. Напомним, что реализация данного вида топлива через биржевые торги была официально приостановлена компанией «Узбекнефтегаз» со 2 сентября текущего года, однако проверки показывают, что вопросы к качеству доступного на рынке топлива остаются актуальными. В период с 26 ноября по 2 декабря инспекторы провели выездные мероприятия на 90 автозаправочных станциях. В ходе этих визитов был произведен отбор 191 пробы нефтепродуктов для лабораторного анализа.
Результаты экспертизы оказались неутешительными для автовладельцев. В 23 зафиксированных случаях лабораторные тесты подтвердили несоответствие отобранных образцов требованиям технического регламента. Общий объем забракованной партии составил внушительные 306,43 тысячи литров. Это топливо, которое при попадании в двигатели внутреннего сгорания могло нанести ущерб технике и существенно ухудшить экологическую обстановку в регионах.
Если рассматривать статистику в более широком временном диапазоне, то картина выглядит еще более масштабной. С начала 2025 года «Узэнергоинспекция» провела ревизию качества нефтепродуктов на 632 заправочных станциях по всей республике. Итоги года демонстрируют тревожную тенденцию: нарушения технологических норм и стандартов качества были задокументированы на 210 объектах. Фактически, каждая третья проверенная заправка в стране пыталась продать потребителю суррогат или некондиционный товар. Благодаря вмешательству инспекторов, до баков автомобилей не дошло 8,57 миллиона литров некачественного горючего.
В отношении хозяйствующих субъектов, допустивших нарушения, были применены соответствующие меры воздействия. Представители инспекции выдали предписания по обязательному восстановлению качественных характеристик продукции. Кроме того, владельцев АЗС предупредили о серьезной ответственности за торговлю горюче-смазочными материалами, не отвечающими регламентам. Эксплуатация транспорта на таком топливе неизбежно ведет к выбросу в атмосферу чрезмерного количества токсичных соединений, что прямо противоречит экологической политике государства.
Политический вектор на обновление топливного рынка был задан еще в феврале, когда Шавкат Мирзиёев утвердил государственную программу на 2025 год. Документ предусматривает поэтапное ограничение продажи и использования низкооктанового бензина. Президент поручил профильным ведомствам обеспечить население «качественным, экологически чистым и доступным топливом».
В рамках исполнения данных поручений национальный оператор «Узбекнефтегаз» пересмотрел стратегию поставок. После прекращения биржевой торговли маркой АИ-80, госкомпания нарастила оптовые отгрузки более высокооктанового бензина АИ-92. Было заявлено о готовности и в дальнейшем увеличивать предложение на рынке, ориентируясь на динамику внутреннего спроса, чтобы избежать дефицита и стабилизировать цены. Тем не менее, текущие отчеты контролирующих органов свидетельствуют о том, что процесс очищения рынка от фальсификата требует постоянного надзора.
Бензин марки АИ-80, от которого постепенно отказывается Узбекистан, относится к классу низкооктанового топлива, которое в большинстве развитых стран было запрещено еще в начале 2000-х годов из-за высокого содержания серы и негативного влияния на современные инжекторные двигатели, а также каталитические нейтрализаторы.