На границе Узбекистана и Казахстана в очереди стоят 11 тысяч груженных вагонов

На границе Узбекистана и Казахстана в очереди стоят 11 тысяч груженных вагонов
На железнодорожных магистралях южного Казахстана, непосредственно у границы с Республикой Узбекистан, сложилась критическая логистическая ситуация. Согласно последним сводкам, железнодорожные пути оказались буквально заблокированы огромным количеством подвижного состава. Речь идет о скоплении порядка 11 тысяч груженых вагонов, которые ожидают своей очереди для пересечения государственного кордона. Львиную долю этого простаивающего груза - более пяти тысяч единиц - составляют вагоны-зерновозы, что вызывает особую обеспокоенность участников аграрного рынка в разгар экспортного сезона.

Эпицентром транспортного коллапса стали приграничные станции Шенгельды, Жылга и Дарбаза. Визуальный осмотр показывает, что приемо-отправочные пути здесь заполнены до отказа; составы выстроились сплошной металлической стеной, не имея возможности продолжить движение. По данным мониторинга, простой некоторых эшелонов уже достиг шести суток, что является серьезным отклонением от нормативных сроков доставки.

Представители национальной компании «Қазақстан темір жолы» (КТЖ) указывают на технические сложности с принимающей стороны. Основной транзитный узел - станция «Сарыагаш» - функционирует на пределе своих возможностей, что и провоцирует цепную реакцию задержек на подступах к границе.

Габит Суюнов, занимающий пост руководителя станции «Дарбаза», обрисовал ситуацию с точки зрения оперативного управления. По его словам, станция превратилась в вынужденный отстойник.

- На нашей станции поезда не должны задерживаться, их задача - транзит. Однако из-за того, что стыковая станция «Сарыагаш» не принимает составы в нужном темпе, диспетчеры вынуждены сбрасывать поезда к нам. Это влечет за собой дополнительные расходы и риски. Мы вынуждены нанимать частную охрану и сотрудников правопорядка для обеспечения сохранности грузов, среди которых много транзитных. Любая просрочка чревата штрафными санкциями, бремя которых ложится на нас, - отметил Суюнов.

В свою очередь, в шымкентском отделении «КТЖ - грузовые перевозки» ситуацию связывают с рекордным ростом грузопотока. Директор филиала Нурдаулет Байгазиев подчеркнул, что объемы перевозок в текущем году существенно превысили показатели 2024 года.

- Мы наблюдаем колоссальный объем работы. Если сравнивать с предыдущим годом, то только зерна заявлено почти на миллион тонн больше. Общий грузопоток за 11 месяцев вырос на 20%. Это позитивный экономический индикатор, но инфраструктура испытывает стресс. Зерно - груз сезонный, и все трейдеры стремятся вывезти его именно осенью и в начале зимы. При этом Узбекская железная дорога («O‘zbekiston temir yo‘llari») сейчас активно занимается модернизацией своей инфраструктуры, что временно влияет на скорость приемки, - пояснил Байгазиев.

Для разрешения кризиса предпринимаются экстренные меры. Казахская сторона выделила дополнительные локомотивы для помощи узбекским коллегам в растаскивании заторов. На самой станции «Сарыагаш» введен режим круглосуточной усиленной обработки составов, чтобы ускорить маневровые операции.

Тем не менее, эксперты и журналисты отмечают, что без системного расширения пропускной способности такие заторы будут повторяться. В настоящее время в Туркестанской области по поручению руководства Казахстана ведется строительство новых железнодорожных веток. Ожидается, что ввод этих объектов в эксплуатацию позволит разгрузить узел «Сарыагаш» на 40%, однако это перспектива ближайшего будущего, а не сегодняшнего дня.

Проблема вышла и на политический уровень. Депутаты Мажилиса Парламента Казахстана выражают недовольство тем, как используется транзитный потенциал страны. Фракция партии AMANAT уже разработала пакет поправок в законодательство, направленный на урегулирование подобных инцидентов.

Депутат Юлия Кучинская заявила о необходимости коренного пересмотра правил игры в сфере логистики.

- Мы считаем необходимым ввести четкие и стабильные правила приоритизации грузов. Должна быть обеспечена полная прозрачность в распределении подвижного состава и фиксации технологических задержек. Недопустимо перекладывание ответственности за технологические сбои оператора на бизнес. Необходимо оцифровать транспортные потоки и синхронизировать операции, включая мониторинг приграничных узлов в режиме реального времени, - заявила Кучинская.

Пока политики обсуждают законодательные инициативы, а железнодорожники пытаются «разрулить» затор в ручном режиме, тысячи тонн зерна остаются обездвиженными на путях, ожидая «зеленого света» со стороны Узбекистана. В КТЖ заверяют, что оптимизация логистики ведется непрерывно, и грузовые перевозки на южном направлении в скором времени вернутся к штатному расписанию.

Железнодорожная колея в Казахстане и Узбекистане имеет одинаковую ширину - 1520 мм (так называемая «русская колея»), что технически позволяет поездам пересекать границу без смены колесных пар, в отличие от границы с Китаем или Европой, однако даже этот фактор не спасает от заторов при несоответствии пропускной способности станций растущему объему торговли.
Интересное по теме:
Комментарии
  1. Мусорщик
    45 минут назад
    Позорище тоже браство тюрков
Оскорбляя оппонента вы нарушаете Уголовный Кодекс РУз, будьте взаимовежливы!
Последние новости

Сотни людей устроили давку на открытии магазина одежды в Бухаре

Открытие нового магазина одежды в Бухаре обернулось настоящим ажиотажем и собрало огромные толпы покупателей, желающих первыми оценить ассортимент и
Сегодня, 16:43 1

Двое студентов фасовали наркотики по закладкам в общежитии своего ташкентского вуза

Предотвращено распространение синтетических наркотических веществ - сообщает пресс-служба МВД. Сотрудниками органов внутренних дел было проведено
Сегодня, 16:29 1

Узбекистан и Казахстан договорились о пропуске 35 составов в день

Взаимодействие железнодорожных администраций Узбекистана и Казахстана вышло на качественно новый уровень пропускной способности. После серии
Сегодня, 16:28

На границе Узбекистана и Казахстана в очереди стоят 11 тысяч груженных вагонов

На железнодорожных магистралях южного Казахстана, непосредственно у границы с Республикой Узбекистан, сложилась критическая логистическая ситуация.
Сегодня, 16:25 1

Узбекистанцев разгневала стоимость строительства парковки для прокуратуры в Ташобласти

В пресс-службе хокимията Ташкентской области опубликовано официальное сообщение. Сообщается, что в социальных сетях распространилась информация о
Сегодня, 14:22 6