Взаимодействие железнодорожных администраций Узбекистана и Казахстана вышло на качественно новый уровень пропускной способности. После серии напряженных переговоров, затронувших как технические, так и экономические аспекты трансграничной торговли, профильные ведомства и национальные компании-перевозчики окончательно утвердили новый регламент работы межгосударственного стыкового пункта. Согласно официальным данным, достигнут консенсус касательно курсирования через станцию Сарыагаш 35 пар грузовых составов ежесуточно, о чем в понедельник сообщает издание Orda.kz со ссылкой на источники в отрасли.
Дискуссии, направленные на расширение логистического коридора, проходили в два этапа - делегации встречались непосредственно на приграничной станции Сарыагаш, а финальные штрихи в соглашение вносились уже в Ташкенте. В «Казахстан темир жолы» (КТЖ) детализировали структуру грузопотока, который узбекская сторона обязалась принимать на регулярной основе. Речь идет о жестких квотах: железнодорожная сеть Узбекистана должна ежедневно обрабатывать и пропускать не менее десяти полносоставных поездов с зерном в специализированных зерновозах. Помимо этого, в суточный график включен прием пяти составов с продовольственной номенклатурой товаров, транспортируемых в крытых вагонах.
Формулировка «обмен 35 парами поездов» в протоколе встречи указывает на паритетное движение - идентичное количество составов будет пересекать государственную границу как в южном, так и в северном направлении, обеспечивая отсутствие заторов и скопления порожних вагонов.
Данное решение стало ответом на логистический кризис, разразившийся минувшей осенью. Тогда казахстанские экспортеры столкнулись с существенными трудностями при попытке отправить отечественную агропромышленную продукцию внешним потребителям. Критическая ситуация сложилась на направлениях в Китай и Узбекистан. Представители КТЖ в тот период объясняли задержки инфраструктурными ограничениями и проблемами на стороне сопредельных государств. В контексте узбекского направления ситуация осложнялась плотным трафиком зерновых грузов, идущих транзитом в другие республики Центральной Азии, которые традиционно выступают рынком сбыта для казахстанской пшеницы.
Однако бизнес-сообщество видело корень проблемы иначе. Экспортеры неоднократно озвучивали мнение, что национальный перевозчик искусственно создает приоритет для транзитных международных грузов в ущерб отечественному экспорту. По версии предпринимателей, такая политика диктовалась коммерческими интересами КТЖ, так как транзит генерирует для нацкомпании более высокую маржинальность. Нынешнее соглашение призвано снять это напряжение и нормализовать грузопоток между двумя ключевыми игроками региона.