Столица Узбекистана стоит на пороге масштабной трансформации своей транспортной артерии, инициированной на высшем уровне. Президент Шавкат Мирзиёев утвердил комплексную программу, направленную на радикальное обновление дорожной инфраструктуры Ташкента, целью которой является не только ремонт асфальтового покрытия, но и внедрение современных систем управления трафиком для борьбы с хроническими заторами. Финансовым фундаментом для реализации этих амбициозных планов, рассчитанных на период до конца 2029 года, станет кредитная линия, открытая Bank of China.
Согласно утвержденной дорожной карте, общий объем привлеченных средств составит 271,1 миллиона долларов. Генеральным подрядчиком, которому предстоит освоить этот бюджет и воплотить инженерные решения в жизнь, выбрана китайская корпорация China Construction Fifth Engineering Division Co. Ltd. Привлечение иностранного партнера такого уровня свидетельствует о намерении властей применить международный опыт в решении локальных логистических проблем.
Ключевым элементом стратегии является создание сети скоростного автобусного сообщения (Bus Rapid Transit - BRT). На этот сегмент выделяется более трети от общей суммы займа, а именно 98,5 миллиона долларов. План, презентованный общественности еще в октябре, начинает обретать конкретные очертания и сроки. Уже в следующем, 2026 году, жители столицы должны увидеть первые результаты этой работы.
График работ на ближайшую перспективу выглядит весьма плотным. До сентября 2026 года строители должны завершить реконструкцию улицы Шахрисабз. Работы охватят весь участок от улицы Мирабад, ориентиром для которой служит Grand Mir Hotel, вплоть до проспекта Амира Темура. Инвестиции в этот сегмент составят 6 миллионов долларов, а итогом станет появление выделенной полосы для общественного транспорта протяженностью три километра.
Однако это лишь начало. К ноябрю следующего года планируется сдача в эксплуатацию еще двух коридоров для скоростных автобусов. Первый, протяженностью 11 километров, проляжет по проспекту Амира Темура - от перекрестка Уч Кахрамон до Северного вокзала. Второй участок длиной 5,5 километра соединит улицы Чаштепа и Кипчак в районе Янги Сергели. На реализацию этих двух проектов будет направлено 16,5 миллиона долларов кредитных средств.
Долгосрочная стратегия подразумевает, что сеть BRT будет планомерно расширяться. В планах муниципалитета - обустройство еще 38 километров выделенных полос, которые охватят такие важные транспортные артерии, как улицы Мирзо Улугбека, Феруза, Юзработ, Лутфи, Мукими, Коратош, Кукча Дарвоза, а также участки МКАД и Паркентской улицы. Бюджет этого этапа оценивается в 76 миллионов долларов, а финальная точка в работах должна быть поставлена к концу 2029 года. Впрочем, список улиц не является догмой и может корректироваться исходя из текущей дорожной ситуации.
Параллельно с внедрением BRT будет вестись и классическая модернизация дорожного полотна. Дорожная карта предписывает ремонт и обновление придорожной инфраструктуры на шестнадцати улицах общей протяженностью 36 километров. На эти цели в течение следующего года будет аллоцировано 36,5 миллиона долларов.
Отдельного упоминания заслуживает крупный инфраструктурный проект - возведение путепровода, который соединит улицы Пахлавон Махмуд и Эльбек. Инженерное сооружение пройдет над Малой кольцевой автодорогой в непосредственной близости от студии телеканала Zo’r TV. Предварительная смета этого строительства составляет 25,4 миллиона долларов.
Взгляд в будущее, на 2027 год, открывает планы по реконструкции еще девяти улиц суммарной длиной 33 километра, на что зарезервировано 33,5 миллиона долларов. Кроме того, значительные средства - 26,2 миллиона долларов - будут инвестированы в строительство автомобильного туннеля на Юнусабадском круге, под перекрестком проспекта Амира Темура с улицами Рихсили и Янгишахан. Это решение призвано разгрузить один из самых напряженных транспортных узлов района.
Завершающий этап активной фазы реконструкции намечен на 2028 год, когда планируется обновить 15 участков улиц общей протяженностью 50 километров. Стоимость этих работ оценивается в 51 миллион долларов. Таким образом, Ташкент входит в пятилетку интенсивного инфраструктурного строительства, призванного коренным образом изменить облик столичных дорог.