В правительственном квартале Астаны сегодня обсуждались жесткие меры в отношении должностных лиц, допустивших критическую ситуацию с логистикой на южных рубежах. Премьер-министр соседней республики Олжас Бектенов инициировал разбирательство по факту масштабного скопления грузовых составов на стыках железных дорог, ведущих в Узбекистан. Глава казахстанского кабмина не ограничился простыми поручениями, а потребовал конкретных кадровых решений и привлечения к ответственности менеджмента, чья нерасторопность привела к транспортному коллапсу.
- Привлеките к ответственности тех руководителей компании, по вине которых возникла эта ситуация. Доложите мне, - цитируют информационные агентства слова Бектенова, адресованные руководству национального перевозчика.
Ситуация, вызвавшая гнев премьера, потребовала оперативного вмешательства на межгосударственном уровне. Как доложил руководитель «Қазақстан темір жолы» (КТЖ) Талгат Алдыбергенов, для разрядки напряженности пришлось задействовать выходные дни. В минувшие субботу и воскресенье, 7-8 декабря, состоялись экстренные переговоры с представителями Министерства транспорта Узбекистана. Основной темой встреч стала пропускная способность пограничных переходов и механизмы ускорения обработки грузов.
Результатом диалога стала договоренность о существенном увеличении трафика. Узбекская железнодорожная инфраструктура подтвердила готовность к приему увеличенных объемов грузов. Согласно достигнутым договоренностям, суточная норма приема вагонов узбекской стороной доведена до показателя в 1,8 тысячи единиц. В пересчете на составы это означает пропуск примерно 35 поездов ежедневно. Особое внимание в этом потоке уделено стратегически важным товарам: в график включено 250 вагонов с зерном, мукой и иной агропромышленной продукцией.
Алдыбергенов отметил, что дипломатические и технические усилия уже принесли плоды - экспорт зерновых культур, который ранее сталкивался с задержками, возобновлен в полном объеме, а общая обстановка на путях начала стабилизироваться.
Для обеспечения бесперебойного движения в Узбекистане были приняты беспрецедентные административные меры.
- В результате приняты совместные решения. Во-первых, в Узбекистане создан оперативный штаб. Во-вторых, все уполномоченные ведомства перешли на круглосуточный режим работы, - пояснил глава КТЖ, отчитываясь перед премьер-министром.
Переход всех служб, включая сотрудников правопорядка и таможенного контроля на границе, на режим 24/7 призван исключить повторение подобных заторов в будущем. Текущая динамика свидетельствует о том, что логистическая пробка рассасывается, и товарооборот между странами возвращается к плановым показателям.
Железнодорожная сеть Узбекистана и Казахстана имеет общую колею шириной 1520 мм, что является наследием советского периода и позволяет поездам пересекать границу без необходимости смены колесных пар, в отличие от границ с Китаем или Европой, что теоретически должно обеспечивать максимальную скорость логистики, если бы не бюрократические и организационные накладки.