Частный бизнес возьмет на баланс дороги Узбекистана

Частный бизнес возьмет на баланс дороги Узбекистана
Реформирование транспортной инфраструктуры Узбекистана переходит в новую фазу, характеризующуюся масштабным привлечением частного капитала к эксплуатационному содержанию автомагистралей. Президент Шавкат Мирзиёев в ходе совещания, состоявшегося 9 декабря, ознакомился с презентацией текущего положения дел в дорожной отрасли, где были озвучены амбициозные планы: к 2030 году предпринимательские структуры возьмут под свою ответственность обслуживание 6300 километров дорожного полотна.

Данная инициатива знаменует собой отход от многолетней государственной монополии в секторе содержания дорожной сети. Согласно представленным данным, процесс передачи полномочий будет поэтапным. Уже в следующем году частный сектор получит в управление 3000 километров трасс. Это логичное продолжение текущей тенденции, ведь статистика показывает, что в рамках программы «Инициативный бюджет» 92% внутренних дорог и 61% новых магистралей уже строятся силами частных подрядчиков. Особое внимание уделено проектам с международным участием: дороги в 86 районах, возводимые при финансовой поддержке Азиатского банка развития, должны быть полностью переданы для реализации местным строительным компаниям.

За последние три года в дорожную сферу были направлены колоссальные инвестиции в размере 40 триллионов сумов. Эти средства позволили построить и отремонтировать порядка 63 тысяч километров путей. Примечательно, что объем иностранных вливаний в отрасль вырос в три раза, достигнув в 2025 году отметки в 1,2 миллиарда долларов.

Однако совещание у главы государства не ограничилось лишь перечислением успехов. Была поднята острая проблема преждевременного износа покрытия. Анализ показал, что 1800 километров дорог пришли в негодность из-за бесконтрольного движения перегруженных грузовиков. Существующая система контроля признана неэффективной: на данный момент функционируют всего 9 весовых комплексов, еще 8 находятся в стадии технического оснащения.

Для решения этой проблемы Шавкат Мирзиёев поручил кардинально расширить сеть мониторинга. В планах - организация 35 новых стационарных и мобильных контрольно-измерительных пунктов. Ответственным ведомствам предстоит внедрить единую межведомственную электронную систему, которая охватит все этапы весогабаритного контроля. Более того, будет разработан регламент сезонного ограничения движения для большегрузного транспорта, который будет зависеть от погодных условий, что является стандартной практикой во многих странах с континентальным климатом.

Техническая сторона вопроса также претерпевает изменения. Власти отказываются от устаревших типовых шаблонов в пользу индивидуального проектирования, учитывающего геологические и экологические особенности конкретных регионов. Применение современных видов покрытий, как утверждается в отчете, уже позволило увеличить срок службы дорог в полтора раза. Тем не менее, на презентации прозвучала критика касательно недостаточного использования передового мирового опыта при строительстве мостов и дорог общего пользования.

Планы на ближайшую перспективу остаются масштабными. Ожидается строительство и обновление 21 тысячи километров дорог. Также запланирован перевод 14 тысяч километров грунтовых дорог в категорию дорог с щебеночным покрытием и капитальный ремонт 325 мостов.

Отдельный блок вопросов касался цифровизации, уровень которой президент охарактеризовал как низкий. Из 59 услуг в сфере дорожного хозяйства в цифровой формат переведены лишь 20. В следующем году профильным структурам предстоит оцифровать еще 28 сервисов, запустить интеллектуальную транспортную систему и разработать семь новых электронных платформ.

По итогам встречи Шавкат Мирзиёев поручил разработать комплексную Стратегию развития автомобильных дорог Узбекистана, рассчитанную до 2035 года. Документ должен аккумулировать все поставленные задачи и стать дорожной картой для отрасли на ближайшее десятилетие.

Самая длинная автомобильная трасса в Узбекистане - это часть международного транспортного коридора М-39, который исторически повторяет некоторые маршруты Великого шелкового пути, соединяя Ташкент с Самаркандом и другими древними городами, и сегодня она является одной из самых загруженных артерий Центральной Азии.
Интересное по теме:
Комментарии
  1. Частники
    1 час назад
    Короче, теперь все дороги будут платными?
    В чем экономическая суть частного управления дорогами?
Оскорбляя оппонента вы нарушаете Уголовный Кодекс РУз, будьте взаимовежливы!
Последние новости

Узбекистан намерен снизить бедность до 4,5% в 2026 году

В Ташкенте пересматривают механизмы социальной политики, смещая фокус с общей статистики на микроменеджмент в рамках отдельных кварталов. В среду, 10
Сегодня, 19:38 7

Трамп требует от Зеленского принять мирный план

Согласно информации, опубликованной изданием Financial Times, администрация Белого дома форсирует события на восточноевропейском направлении,
Сегодня, 19:38 2

Где появятся новые зоны отдыха и отремонтируют дороги - полный список адресов в Ташкенте

В столице Узбекистана дан старт реализации комплексной стратегии по модернизации городской инфраструктуры, инициированной решением хокима Ташкента.
Сегодня, 19:38 2

В Узбекистане вводятся вечерние отключения света из-за ремонта турбины Mitsubishi

В энергетической системе Узбекистана сложилась напряженная ситуация, которая вынуждает профильные ведомства вводить временные ограничения на подачу
Сегодня, 19:37 7

Частный бизнес возьмет на баланс дороги Узбекистана

Реформирование транспортной инфраструктуры Узбекистана переходит в новую фазу, характеризующуюся масштабным привлечением частного капитала к
Сегодня, 19:37 1