В рамках масштабной кампании по сокращению объемов теневого сектора экономики и переходу на прозрачные финансовые механизмы, в Узбекистане инициировано создание единой цифровой экосистемы для грузового и специального транспорта. Соответствующие задачи были обозначены в указе президента Шавката Мирзиёева от 10 декабря, направленном на популяризацию безналичных платежей. Документ, помимо прочего, затрагивает вопросы регулирования импорта автомобилей физическими лицами, однако ключевой акцент сделан на цифровизации рынка логистических услуг.
Министерству транспорта совместно с представителями частного сектора поручено в срок до 1 апреля 2026 года разработать и запустить специализированную электронную платформу. Данный ресурс призван стать центральным хабом для учета всех грузовых транспортных средств и спецтехники, находящихся в эксплуатации на территории республики. Примечательно, что в базу данных войдут машины, принадлежащие не только юридическим, но и физическим лицам, что позволит вывести из тени значительную часть частных перевозчиков.
Функционал разрабатываемой системы предполагает внедрение модели маркетплейса. Владельцы техники получат возможность в режиме реального времени принимать заказы, заключать юридически значимые договоры в цифровом формате и, что наиболее важно, принимать оплату за свои услуги через официальные каналы. Такой подход призван исключить наличный расчет, который зачастую остается неучтенным налоговыми органами.
Принципы ценообразования на новой площадке останутся рыночными. Собственники транспорта будут самостоятельно устанавливать тарифы на перевозки или аренду спецтехники. Для поддержания конкурентной среды и защиты прав потребителей предусмотрена система рейтингов: заказчики смогут оценивать качество выполненных работ, формируя тем самым репутацию исполнителя.
Стоит отметить, что попытки цифровизировать данную отрасль предпринимались и ранее. Узбекская республиканская товарно-сырьевая биржа еще в 2019 году представила логистический портал, ныне известный как e-logistika. Изначально ресурс позиционировался как инструмент для лицензированных перевозчиков, аккумулирующий контракты и данные для электронных торгов. На этой площадке, помимо стандартных грузовиков, уже сейчас доступен заказ широкого спектра техники - от бетономешалок и автокранов до экскаваторов и цистерн. Новая инициатива Минтранса, вероятно, станет более масштабным развитием этой идеи с глубокой интеграцией в фискальные системы.
Параллельно с созданием программного обеспечения усиливается контроль за физическими параметрами грузов. Как сообщалось ранее, глава государства распорядился установить на дорогах страны 35 весовых комплексов, включающих как стационарные, так и мобильные пункты. Контроль за соблюдением весовых норм будут осуществлять сотрудники правопорядка и профильные инспекторы, что должно предотвратить преждевременный износ дорожного полотна.
В Узбекистане исторически сложилась уникальная культура грузоперевозок: из-за особенностей рельефа и климата, местные водители грузовиков на перевале Камчик (стратегически важная дорога, соединяющая Ферганскую долину с остальной частью страны) разработали собственную систему невербальных сигналов фарами и звуковыми сигналами, которая отличается от общепринятых международных стандартов и позволяет эффективно предупреждать коллег об опасностях на серпантинах.