Транспортная инфраструктура Узбекистана готовится к масштабному обновлению подвижного состава на западном направлении. Согласно последним данным, полученным от южнокорейских партнеров, процесс поставки новых высокоскоростных составов идет с заметным опережением графика. Как стало известно 10 декабря, первая партия поездов производства корпорации Hyundai Rotem уже покинула порт Масан в городе Чангвон, начав свой путь в Центральную Азию.
Этот логистический этап завершился на три месяца раньше, чем предусматривали первоначальные договоренности. Ожидается, что состав, включающий в себя семь вагонов, пересечет границу Узбекистана в январе или феврале 2026 года. Производственный цикл данного поезда занял у корейских инженеров 17 месяцев.
Новые электропоезда получили название «Джалолиддин Мангуберди» и призваны радикально изменить логистику на маршруте Ташкент-Хива. Протяженность пути составляет 1286 километров. Если сейчас пассажиры тратят на дорогу около 14 часов, то после ввода в эксплуатацию новой техники время в пути сократится практически вдвое - до 7,5 часов. Расчетная средняя скорость движения на перегонах превысит 171 км/ч, при этом конструкционная максимальная скорость составов достигает 250 км/ч.
В корпорации Hyundai Rotem акцентируют внимание на технических доработках, внесенных специально для эксплуатации в условиях Узбекистана. Поезд спроектирован с учетом использования на широкой колее и оснащен усиленной системой фильтрации воздуха. Пылезащитная конструкция является критически важным элементом, обеспечивающим бесперебойную работу механизмов в условиях пустынного климата, где нередки песчаные бури и экстремальные температуры.
Пресс-секретарь компании «Темирйулэкспресс» Санжар Абдухалилов подтвердил информацию о сроках прибытия техники. По его словам, после доставки первого состава в начале 2026 года начнется обязательный этап динамических испытаний, который продлится три месяца. Инженеры должны убедиться в надежности всех систем на местных путях. Выход на коммерческие рейсы и начало перевозки пассажиров запланированы на второй квартал грядущего года, то есть в период с апреля по июнь.
С технической точки зрения каждый электропоезд представляет собой 175-метровый состав из семи вагонов. Компоновка салона предусматривает пять вагонов эконом-класса и два вагона бизнес-класса. Общая вместимость одного состава - 389 посадочных мест. Примечательно, что корейские поезда, будучи короче эксплуатируемых ныне испанских Afrosiyob, обладают большей вместимостью за счет оптимизации внутреннего пространства.
Особое внимание уделено климат-контролю. Представители «Темирйулэкспресса» подчеркивают полную адаптацию техники к температурным перепадам региона. Поезда рассчитаны на стабильное курсирование как в летний зной, когда температура воздуха поднимается до 50 градусов, так и в зимние морозы до минус 40 градусов.
Кадровое обеспечение проекта также находится в активной фазе. Еще в сентябре группа из 20 специалистов «Темирйулэкспресса» прошла стажировку в Южной Корее, получив необходимые теоретические и практические навыки. В первом квартале 2026 года запланирован второй этап обучения: совместно с Hyundai Rotem будет подготовлена группа из еще 90 узбекистанских железнодорожников.
История данного контракта берет начало еще в 2018 году, когда «Узбекистон темир йуллари» начала переговорный процесс с корейской стороной. Окончательное решение о закупке оформилось осенью 2023 года. Общая стоимость проекта оценивается в 185 миллионов евро. Финансирование осуществляется за счет кредитных средств Фонда развития экономического партнерства Южной Кореи (EDCF) и Эксимбанка Кореи. Условия сделки предполагают возврат средств в течение 35 лет, при этом финансовая нагрузка по погашению кредита ляжет на плечи «Темирйулэкспресса».
Ключевые соглашения были подписаны в июне прошлого года во время официального визита президента Южной Кореи Юн Сок-Ёля в Узбекистан. В августе 2024 года технико-экономическое обоснование закупки было утверждено президентом Узбекистана.
Глава «Узбекистон темир йуллари» Зуфар Нарзуллаев в ноябре уточнял, что в течение 2026 года парк пополнится шестью высокоскоростными составами для обслуживания направления Ташкент-Ургенч-Хива. Полная поставка заказанных поездов, а это в общей сложности 35 вагонов (пять оставшихся составов), ожидается к 2027 году.
Стратегия развития скоростного движения не ограничивается хивинским направлением. В планах госкомпании до 2030 года значится приобретение еще восьми электропоездов аналогичного класса. Они будут направлены на обслуживание сложных маршрутов, проходящих через горные участки, связывая столицу с Термезом и Андижаном.