Верхняя палата Олий Мажлиса на пленарном заседании официально утвердила параметры государственного бюджета на 2026 год. Одобренный сенаторами документ фиксирует не только финансовые лимиты на следующий двенадцатимесячный цикл, но и определяет стратегическую архитектуру налоговой политики республики. Основной акцент в среднесрочном планировании сделан на поэтапном сокращении бюджетного дефицита, который, согласно целевым ориентирам, должен быть удержан в пределах 3% от объема валового внутреннего продукта.
Согласно утвержденным макроэкономическим прогнозам, доходная часть государственного бюджета в 2026 году составит 368,9 трлн сумов, в то время как расходная часть запланирована на уровне 402,6 трлн сумов. Параллельно с этим были определены бюджеты государственных целевых фондов: их собственные поступления (без учета внутренних трансфертов) ожидаются в размере 78,6 трлн сумов при затратах в 74,4 трлн сумов. Если рассматривать консолидированный бюджет в целом, то совокупные доходы прогнозируются на отметке 515,8 трлн сумов против расходов в 567,6 трлн сумов. Правительство ожидает, что экономика продемонстрирует устойчивый рост на 6,6%, при этом темпы инфляции удастся стабилизировать на уровне 7%.
Структура государственных трат сохраняет ярко выраженную социальную направленность. На нужды социальной сферы выделяется 220 трлн сумов, что эквивалентно почти 55% от общего объема бюджетных ассигнований. Лидирующую позицию в этой категории занимает образовательный сектор, финансирование которого достигнет 100 трлн сумов. Заметный рост предусмотрен и для системы здравоохранения - расходы здесь увеличатся на 11,4% и составят 49 трлн сумов.
В налоговой плоскости власти решили сохранить преемственность, оставив ключевые ставки без изменений. Налог на добавленную стоимость по-прежнему будет взиматься по ставке 12%, подоходный налог для граждан составит 12%, а базовая ставка налога на прибыль юридических лиц - 15%. Также подтверждены текущие уровни социального налога (12% для частного сектора и 25% для бюджетников), налога на имущество юрлиц (1,5%) и налога с оборота (4%). Тем не менее, Налоговый кодекс ждут точечные корректировки. Реформы затронут механизмы обеспечения непрерывности цепочки НДС, вопросы рационального водопользования и меры по дестимулированию вредных для здоровья привычек.
Важной вехой станет адаптация национального законодательства к стандартам Всемирной торговой организации (ВТО), что является необходимым условием для интеграции Узбекистана в глобальную торговую систему. В частности, предусмотрено усиление государственной поддержки производителей мебели и ювелирных изделий, а также реализация мер по стимулированию экспортного потенциала и росту реальных доходов населения.
Либерализация затронет и сферу налогового администрирования. Законодатели одобрили смягчение ответственности за ряд правонарушений. Так, для микрофирм и представителей малого бизнеса снижаются штрафные санкции за нарушение сроков подачи отчетности. Введена норма «добросовестного налогоплательщика»: компании, своевременно отчитывавшиеся в течение трех предыдущих месяцев, получат право на пятидневную отсрочку без применения взысканий. Кроме того, за одновременную просрочку по нескольким видам налогов штраф теперь будет налагаться единожды.
Региональные аспекты управления налогами также претерпели изменения. Местным Кенгашам предоставлены полномочия по регулированию ставок земельного налога для аграрных угодий через коэффициенты от 0,5 до 1,2. В то же время внедряются механизмы контроля за эффективностью использования ресурсов: к ставке налога на водопользование может быть применен повышающий коэффициент 1,2 в случае отсутствия на земельных участках лазерной нивелировки.
Бюджет Узбекистана на 2026 год впервые в истории страны выделяет на образование сумму в 100 триллионов сумов — это почти в два раза превышает весь объем государственного бюджета республики образца 2017 года в номинальном выражении.