Системные сбои в деятельности национальной компании «Казахстан темир жолы» (КТЖ) привели к существенному падению объемов трансграничных перевозок. Депутат мажилиса Олжас Куспеков в своем официальном обращении констатировал наличие управленческого паралича в структуре железнодорожного оператора, что напрямую отражается на торговых отношениях с ключевыми партнерами региона. Согласно данным, озвученным в парламенте, экспортные графики в направлении Узбекистана и Китая в одностороннем порядке урезаются на величину от 50 до 80%.
Основанием для столь радикальных мер со стороны перевозчика зачастую не служат объективные технические причины. Куспеков подчеркнул, что сложившаяся практика ручного управления процессами нивелирует эффект от ежегодных государственных инвестиций в инфраструктуру. В то время как за пределами республики скапливаются составы, блокирующие ключевые транспортные узлы на протяжении многих недель, внутренний рынок сталкивается с острым дефицитом подвижного состава. Эта проблема приобретает критический характер в периоды активных сельскохозяйственных работ, когда аграрии лишаются возможности своевременно вывозить продукцию.
Представители бизнеса и фермерских хозяйств направляют в парламент регулярные жалобы, указывая на финансовые потери из-за непрозрачных механизмов согласования заявок. Рост числа «брошенных поездов» на путях свидетельствует о неспособности менеджмента КТЖ эффективно распределять логистические потоки. Ранее, в первых числах декабря, премьер-министр Казахстана Олжас Бектенов уже выступал с требованием привлечь к ответственности руководителей, допустивших заторы на узбекской границе.
Несмотря на сложную ситуацию, Ташкент подтверждает готовность обеспечивать прием грузов. Глава КТЖ Талгат Алдыбергенов по итогам переговоров с руководством министерства транспорта Узбекистана сообщил, что сопредельная сторона способна принимать до 1,8 тыс. вагонов в сутки. Однако реализация этого потенциала остается под вопросом, пока системный кризис в управлении казахстанскими железными дорогами не будет преодолен.
Протяженность железнодорожных путей в Узбекистане составляет более 6500 километров, при этом республика активно развивает высокоскоростное сообщение, являясь в этом направлении лидером среди стран Центральной Азии.