После четырехлетнего перерыва в раскрытии корпоративных данных, акционерное общество «Узбекистон темир йуллари» (УТЙ) представило на Едином портале отчетность за три квартала текущего 2025 года. Опубликованные документы демонстрируют существенный разворот в финансовом состоянии государственного перевозчика: по итогам девяти месяцев зафиксирована чистая прибыль в размере 1,33 трлн сумов. Для сравнения, аналогичный период прошлого года завершился для компании с убытком в 328 млрд сумов.
Согласно отчетным данным, совокупная выручка предприятия превысила порог в 11 трлн сумов, показав умеренный рост на 2,58% в годовом исчислении. Валовая прибыль увеличилась более динамично, достигнув 2 трлн сумов, что на 19,55% выше прошлогодних значений. Примечательно, что себестоимость оказанных услуг фактически не изменилась, сохранившись на уровне 8,9 трлн сумов. Динамика по кварталам текущего года была стабильно положительной: в первом квартале прибыль составила 227,5 млрд сумов, а по результатам полугодия этот показатель вырос до 658,6 млрд сумов.
Аналитики инвестиционной компании Kap Depo указывают на то, что текущие успехи УТЙ во многом обусловлены внешними макроэкономическими факторами, а не структурными изменениями в управлении. Ключевым драйвером роста прибыли стало укрепление национальной валюты. Доходы, полученные от курсовых разниц, увеличились в три раза - с 569,5 млрд до 1,82 трлн сумов. Одновременно с этим убытки, связанные с колебаниями курсов, сократились до 1,11 трлн сумов. Без учета этих факторов операционная эффективность вызывает вопросы, так как общие расходы компании выросли на 9,6%, достигнув 1,57 трлн сумов. В структуре затрат наибольший вес имеют операционные расходы (1,05 трлн) и административные издержки (490,4 млрд).
Реформы в железнодорожном секторе стали предметом обсуждения на недавней встрече президента Шавката Мирзиёева с руководством транспортной отрасли. Ожидается, что по итогам всего 2025 года чистая прибыль «Узбекистон темир йуллари» составит около 1,19 трлн сумов. Это представляется значительным достижением на фоне 2023 года, когда убытки компании превышали 2,2 трлн сумов. Министр транспорта Илхом Махкамов подчеркнул, что даже при достижении прогнозных показателей, такие результаты нельзя считать исчерпывающими.
Стратегия дальнейшего развития предполагает агрессивное снижение себестоимости перевозок - минимум на 20%. Президент поставил задачу пересмотреть тарифную сетку в сторону понижения, основываясь на специфике различных видов услуг. Основным инструментом оптимизации должно стать внедрение систем искусственного интеллекта. Предполагается, что ИИ возьмет на себя функции контроля за движением поездов, анализа финансовых потерь и учета логистических потоков. Если технологическая модернизация будет реализована в полном объеме, это позволит не только стабилизировать прибыль в долгосрочной перспективе, но и повысить конкурентоспособность железных дорог на фоне растущих расходов на логистику.
Протяженность железных дорог в Узбекистане составляет более 7000 километров, а первая железная дорога на территории современного Узбекистана была проложена еще в 1880 году (Закаспийская железная дорога), что сделало регион ключевым транспортным узлом в Центральной Азии еще в XIX веке.