Транспортная инфраструктура Андижана готовится к кардинальным изменениям в системе расчетов за услуги перевозки. Согласно официальному заявлению Министерства транспорта, с 1 января 2026 года в городских автобусах полностью прекращается практика приема наличных средств непосредственно водителями или кондукторами. Данная мера является очередным этапом цифровизации общественного транспорта в регионах республики.
Ключевым нововведением станет внедрение дифференцированной тарифной сетки, которая напрямую зависит от выбранного пассажиром метода оплаты. Система выстроена таким образом, чтобы стимулировать граждан к отказу от бумажных денег в пользу электронных транзакций. Для тех жителей и гостей Андижана, кто использует транспортные карты ATTO, банковские карты любых платежных систем или соответствующие мобильные приложения, стоимость одной поездки будет зафиксирована на уровне 2100 сумов.
В то же время, возможность использования наличных средств формально сохраняется, однако процедура становится более сложной и финансово затратной. Пассажирам, не имеющим электронных средств оплаты, придется приобретать разовый билет с QR-кодом до момента посадки в автобус. Цена такого билета составит 3000 сумов. Реализация этих билетов возложена на сеть инфокиосков, таких как Paynet, MultiPay или Oson, которые дислоцируются непосредственно на остановках общественного транспорта или в пешей доступности от них.
Стоит отметить, что Андижан следует примеру столицы, где аналогичная практика уже стала нормой. В Ташкенте запрет на прием наличных денег в салонах автобусов действует с начала текущего, 2025 года. В столичном регионе сохраняется разрыв в стоимости: безналичный расчет обходится пассажиру в 1700 сумов, тогда как покупка одноразового чека через терминал за наличные требует тех же 3000 сумов.
Эта реформа является частью более широкой стратегии, контуры которой были очерчены хокимиятом Ташкента еще в ноябре 2024 года. Тогда, помимо простого отказа от наличности, городская администрация представила планы по введению гибких тарифных планов. Предполагалось внедрение пакетных предложений, привязанных к количеству поездок и ограниченных по времени действия - от двух дней до одной недели. Стоимость таких пакетов, согласно расчетам того периода, варьировалась в диапазоне от 16 тысяч до 44 тысяч сумов, что должно было сделать регулярные поездки более выгодными для постоянных пассажиров. Теперь элементы этой стратегии постепенно масштабируются на уровне областных центров.
Внедрение карт ATTO в Узбекистане позволило не только упростить оплату, но и интегрировать систему с банковскими картами, что является редкостью для многих стран СНГ, где транспортные карты часто работают как закрытая система, не принимающая обычные Visa или Mastercard напрямую на валидаторе без посредников.