Укрепление позиций национальной валюты позволило существенно снизить затраты на обслуживание внешних заимствований, говорится в свежем аналитическом обзоре внутреннего валютного рынка, подготовленном Центральным банком по итогам 2025 года.
Согласно данным регулятора, стабилизация и последующий рост обменного курса стали ключевым фактором восстановления доверия к национальным денежным знакам. Статистика банковского сектора демонстрирует отчетливый тренд: за минувший 2025 год совокупный объем депозитов в сумах вырос сразу на 44 процента. В абсолютном выражении этот показатель достиг внушительной отметки в 240 триллионов сумов, что свидетельствует о смене сберегательных предпочтений населения и бизнеса.
Параллельно фиксируется снижение инфляционных ожиданий, которые традиционно чувствительны к курсовым колебаниям. Если в начале 2025 года граждане закладывали в свои прогнозы инфляцию на уровне 14,4 процента, то к концу отчетного периода этот показатель опустился до 11,5 процента. Схожая динамика наблюдается и в деловой среде: ожидания предпринимателей скорректировались с 13,9 до 11,1 процента. Эксперты ЦБ особо подчеркивают, что влияние фактора обменного курса на формирование этих ожиданий сократилось ровно вдвое.
Ускорились темпы дедолларизации экономики - процесса, на который власти делали ставку последние годы. Доля валютной составляющей в кредитных портфелях снизилась с 41 до 38 процентов, а в сегменте банковских вкладов - с 26 до 22 процентов. На этом фоне клиенты банков стали активнее избавляться от иностранной валюты: общий объем продаж долларов и евро финансовым учреждениям подскочил на 35 процентов, составив по итогам года 47 миллиардов долларов.
Что касается долговой нагрузки, то укрепление сума сыграло на руку как государству, так и частному сектору. Расходы на обслуживание внешнего долга - государственного и корпоративного - сократились в среднем на 6-7 процентов. Еще в октябре 2025 года председатель Центрального банка Тимур Ишметов приводил конкретные цифры этой экономии: благодаря курсовой разнице бюджет сохранил 1,3 триллиона сумов на обслуживании госдолга, а компании сэкономили порядка 3,6 триллиона сумов.
В целом, прошедший год характеризовался заметным укреплением узбекского сума по отношению к американской валюте. Даже несмотря на декабрьскую коррекцию, когда нацвалюта потеряла в стоимости чуть более 1 процента, итоговый годовой результат зафиксировал номинальный рост сума к доллару на 6,93 процента. Фактическое удорожание составило почти 900 сумов, и к закрытию торгов в конце 2025 года курс доллара консолидировался на уровне, лишь незначительно превышающем отметку в 12 тысяч сумов.
В 1994 году, когда был введен узбекский сум, его стартовый курс составлял 7 сумов за 1 доллар США. За 30 с лишним лет номинальная стоимость валюты изменилась настолько значительно, что нынешние колебания в 900 сумов за год (как в 2025-м) превышают весь изначальный курс валюты в сотни раз.