Для Узбекистана деятельность в направлении Искусственного интеллекта является новшеством. Можете для начала рассказать нам подробнее об этом?
— Технологии, которые работают на основе машинного обучения, являются искусственным интеллектом. Сервисы Яндекса практически с самого начала своего существования работают на таких технологиях. К примеру, только размер формулы поиска составляет примерно 1 гигабайт, ее невозможно подобрать вручную. Формула поиска подбирается автоматически, люди бы с такой задачей не справились.
Получается искусственный интеллект – это машинизация труда человека?
— Да! Только машинизация в тех местах, где труд человека однообразен. К примеру, сейчас в мире многое делается для того, чтобы искусственный интеллект был внедрен в медицине или судебной системе. То есть, в будущем в этих сферах возможно вместо человека будет искусственный интеллект. Ведь эти две сферы по большой части работают по определенным нормам и их работа - это часто повторение одного и того же. Рутинная работа съедает у человека время. Использование искусственного интеллекта заменит человека в решении этих задач.
Не считаете ли вы, что машинизация человеческого труда приведет к тому, что люди останутся без работы?
— Уверен, что такого не произойдет. Все эти этапы мы проходили многократно в истории человечества. Когда появлялось что-то новое, говорили, что человеку нечем будет заняться, но история показала, что это неправда. Людям всегда найдется работа. Новшества всегда облегчали труд человеку и он, бросив однообразное дело, начинал заниматься чем-то более интересным.
Многие проекты, которые существуют в России еще не запущены в Узбекистане. Почему?
— Яндекс старается, чтобы проекты были реализованы во всех странах. Другое дело существуют некоторые сложности, из-за которых проекты запускаются не сразу, но мы стараемся изменить эту ситуацию. Если какие-то наши проекты есть в России, но их нет в Узбекистане, то это временно. Мы часто делаем проекты более локальными, чем обычно, чтобы они были ближе местным пользователям. К примеру, у нас есть проект Яндекс.Район и этот проект везде носит такое название и только в Узбекистане его назвали Яндекс.Махалля.
Как будет решен кадровый вопрос? Будет ли Яндекс брать в свои ряды узбекистанцев?
— Насколько мне известно, в Яндексе уже работает много узбекистанцев, причем на самых разных позициях. Но вообще сейчас нет границ для кадров. Мы нанимаем людей, не смотря на их место проживания, или же гражданство. Хочется, чтобы в Узбекистане появлялись сильные специалисты и в искусственном интеллекте. Я читал лекцию в Туринском политехническом университете и увидел многих талантливых ребят. Талантливых ребят очень много, важно их правильно обучить.
Не планирует ли Яндекс сам обучать кадров в Узбекистане?
— У нас есть много программ для обучения, выпускаются, учебные пособия. Мы с удовольствием принимаем всех желающих. У нас нет определенного разделения подготовки кадров по странам. Мы рады всем абсолютно. Важно иметь желание и мотивацию.
Планируются ли новые проекты в Узбекистане?
— Мы обычно заранее не анонсируем наши проекты, потому что может быть такое, что пообещали, а потом не смогли реализовать. Чтобы таких моментов не было, наша компания не рассказывает о планах. Узбекистан – это очень важная страна для нас. Мы планируем много всего сделать. И, кстати, до конца года будет новый большой запуск. Подробности расскажем очень скоро.
До Яндекс.Такси в Узбекистане были и есть множество компаний, но после появления Яндекс.Такси эти компании не смогли конкурировать с вами. В чем секрет вашего проекта?
Главное преимущество Яндекс.Такси связано с тем, что сервис может задействовать все “умные” технологии Яндекса - то, чего нет у других служб онлайн-заказа такси. Это, в частности, собственные карты, навигация, маршрутизация. Именно благодаря им Яндекс.Такси может оптимизировать загрузку водителя - чтобы он проводил как можно больше времени, выполняя заказы и зарабатывая деньги, а не тратил его вхолостую на простой, на поиск новых пассажиров, на стояние в пробке, которую было легко объехать, или, например, ехал на следующий заказ через полгорода. В результате и пассажиры получают доступные цены, и водители при этом хорошо зарабатывают.
Какие тренды вы видите в развитии искусственного интеллекта?
— Люди скоро привыкнут разговаривать с голосовым помощником в телефоне и на компьютере. Также будут развиваться технологии для «умных» домов. Если выбрать что-то самое необычное. Что сейчас делается в мире, то это генерация видеоконтента. Еще где-то год или два года – и каждый человек сможет, загрузив свое видео в специальную программу, заменить собой в фильмах актеров. Все это будет делаться без особых знаний программирования. Это сейчас уже работает, но в тестовом режиме.
Как, по-вашему мнению, искусственный интеллект повлияет на изменение бизнеса и рынка труда?
— Думаю, что сильных изменений не будет. Изменения будут происходить очень постепенно. К примеру, в области перевозок — беспилотных такси станет больше, потребность в новых водителях будет уменьшаться. А нужда в программистах только увеличится. Также появится и окрепнет профессия испытателей новых технологий. Испытатели необходимы, чтобы изучить минусы и собрать данные, которые позволят улучшить технологии.
Какие факторы мешают быстрому внедрению искусственного интеллекта в жизнь?
— Нехватка специалистов. Многие плохо понимают, как работают технологии. Также существуют сложности в законодательном плане. Многие законы еще не готовы к искусственному интеллекту. К примеру, те же беспилотники. Часто задают вопрос: В какой стране будут ездить первыми беспилотники? Многие думают, что в той стране, где их создали, но на самом деле это не так. Первые беспилотники будут ездить там, где быстрее пересмотрят законодательство и разрешат беспилотникам ездить. Также существуют проблемы со сбором данных. Искусственный интеллект работает на основе сбора и обработки данных. В сфере медицины, например, очень сложно получить какие-либо данные.
Как вам Узбекистан и наша кухня?
— Я здесь не в первый раз, и мне очень нравится Узбекистан. Все очень красиво, спокойно уютно. И очень приятные и доброжелательные люди. Люблю узбекскую кухню. Особенно мне нравится плов. Я и сам люблю и умею его готовить, но у нас очень сложно найти хороший рис. Вот везу с собой купленный на Чорсу отличный рис и новый замечательный капкыр.
Фахрулло ХАМИДУЛЛАЕВ,
главный редактор UPL.
главный редактор UPL.