К примеру, Киргизская Республика вступила полноправным членом в ЕАЭС в августе 2015 года. Однако в то время это было скорее вынужденной интеграцией, в силу достаточно сложной внутриэкономической обстановки. Киргизия пошла на такой ответственный шаг в угоду своей трудовой миграционной политики. Экономические преференции от членства в ЕАЭС Киргизстан стал получать несколько позже. Вступление фактически основывалось на ожиданиях экономической выгоды.
Узбекистан в этом плане находится в таком положении, при котором парламентарии, как и следует в таких вопросах, без спешки и торопливых выводов, могут себе позволить на первоначальном этапе принять решение о получении статуса наблюдателя в ЕАЭС. И в таком решении имеются тактические ходы. Присоединение в статусе наблюдателя – это скорее всего промежуточный этап для полноправного членства. Во-первых, в условиях скоротечно развивающегося глобального кризиса, межгосударственное объединение производственных мощностей и рынков сбыта будет только способствовать развитию национальной экономики. Известный факт, что крупнейший рынок сбыта в ЕАЭС это Россия, которая на фоне пандемии коронавируса испытывает трудности в обеспечении сельскохозяйственной продукцией Дальневосточный округ. Узбекистан сегодня имеет все условия для удовлетворения возникших потребностей. Кроме того, граждане Узбекистана по-прежнему продолжают лидировать по количеству трудовых мигрантов в России. В связи с этим, вопрос получения льготных условий труда в сфере трудовой миграции также нуждается в скорейшем его решении.
Напомним, что вопрос вступления в ЕАЭС в настоящее время также рассматривается и Республикой Таджикистан. Основными выгодами от членства в экономическом союзе Таджикистаном рассматриваются – устранение таможенных барьеров для национальных производителей на евразийском рынке и получение льготных условий для трудовых мигрантов. При этом, формирование благоприятного таможенного климата для крестьянско-фермерского хозяйства является наиболее актуальным для Таджикистана. Из этого не сложно предположить, что для Узбекистана фактически может появиться конкурент в вопросе заполнения экономических ниш в рамках ЕАЭС.
Однако, политика высшего руководства Узбекистана по отношению к перспективам вступления в ЕАЭС, сама диктует целесообразность опережения своих конкурентов, исходя из соображений экономического характера. Тем не менее, первые действия предприняты. Шаг навстречу сделан.
Руслан Курбанов.