Давно ли воды Ташкентского моря бороздили легкокрылые парусники? Этот увлекательный вид спорта был очень развит здесь. Был и небольшой флот, основанный энтузиастами, считавшими, что если есть море, значит должны быть и моряки. Еще на Ташморе работало Охотничье – Рыболовное хозяйство.
Здесь было все для счастья – солнце воздух и вода. Но вот, пришло время перемен. Увеличились поливные площади, зато чувство ответственности ушло вместе с уровнем грамотности аграриев. Нынешние фермеры точно знают одно – надо поливать. О таких словосочетаниях, как рациональное использование или рачительная экономия они слыхом не слыхивали. Воды много, и она рядом, а остальное, как Бог на душу положит. Если сосед перехватит часть воды – есть дубинки и остатки дренажных труб, так что на юристов тоже тратиться не приходится.
Так же, как местной администрации не приходится задумываться всерьез о таких мелочах, как дорожно-транспортная и коммунальная инфраструктура. И о чем задумываться? Ведь ничего этого там попросту нет. А на «нет» и суда нет. Хотите воду? Копайте колодцы. Хотите отопление? Рубите деревья. Хотите дорогу? – Мостите дорогу сами. Сделанное своими руками всегда приятнее.
Все это привело к полному упадку Ташморского курортного бизнеса, который не может процветать в таких гениальных условиях. И, не смотря на то, что 3 декабря 2018 года принято Постановление Кабинета Министров №978 «О Мерах по развитию экотуризма и совершенствованию порядка выделения земельных участков в пределах водоохранных зон водохранилищ», нынешняя концепция работы Зон отдыха в районе Туябугузского водохранилища оставляет желать лучшего.
Одним из вполне серьезных шагов стал проект строительства скоростного автобуса (метробуса) по маршруту «Ташкент (Бектемирский район) — Нурафшан — Ташкентское море», одобренный 11 октября 2021 года. В случае запуска это будет первая линия BRT в Узбекистане. Об этом в ушедшем году оповестили все ведущие СМИ? Правда, начало строительству, пока, так и не положено, но информация есть? Значит пол дела сделано. Остальные пол дела можно отложить на потом до лучших времен.
Любопытно, что некоторые упрямцы в условиях такой «активной поддержки» продолжают работать. Зоны отдыха предлагают коттеджи и номера, кафе и рестораны. На каждом пляже аренда катамаранов и лодок, шоколадный загар и легкий ветерок.
Можно поиграть в настольный теннис, покатать бильярдные шары, для любителей во многих местах предлагают сауну. Рыбакам предоставят в аренду снасти и возможность самому обеспечить себе обед или ужин. Рыба из моря и сразу на стол – королевская роскошь. Вас готовы принять в любое время года.
Но как сделать отдых полноценно комфортным, если сегодня даже Министерство туризма и спорта Узбекистана подтверждает, что на этой территории немало проблем, и система туристического отдыха не работает в полную силу.
Открыв в летнее время в Интернете поиск отдыха на Ташморе вы найдете немало привлекательных мест. К примеру, Зона отдыха «Бриз» рекламирует себя регулярно и имеет своих клиентов. При этом, ее руководитель Джамшид Ганиев считает, что работа могла бы идти намного активнее, если бы бизнесменов поддерживала администрация:
Мы были бы рады получить какие-либо реальные льготы. Не раз говорилось о снижении налогов, так как пандемия чувствительно ударила по нашему бизнесу. Но, пока это только в планах, а ведь наша территория может стать для страны курочкой, несущей весьма ценные яички, - утверждает он.
Сотрудник Министерства туризма и культурного наследия Аброрхон Мунаваров уверен, что, если есть план, значит есть дело.
У нас имеется концепция, по которой Ташморе должно развиваться по мастер-плану. Сроки ее развития зависят от финансирования. Сам комплексный план мероприятий по развитию Ташморя рассчитан на два года максимум, а его основная цель – привлечь туристов как своих, так и зарубежных, - рассуждает чиновник.
В Министерстве туризма и спорта сообщили, что развитие Ташморя учтено в Постановлении Кабинета Министров №1053 «по развитию Золотого кольца Ташобласти». Сегодня у Узбекистана с 91-й страной существует безвизовый режим, что дало возможность увеличить поток туристов в обоих направлениях. Это дает право Ташморю проявить себя. По крайней мере, на словах. Что будет на практике – увидим.
Сегодня на Ташморе, в основном отдыхают местные граждане, так как для приема зарубежных гостей необходимо развивать услуги, сервис и менеджмент по международным стандартам. К примеру, почти заброшенные районной администрацией махалли могли бы стать туристическими кишлаками с местным колоритом и историческими корнями. А сколько тайн хранит само создание Ташморя, его островки и заводы. И нужно для этого всего лишь море, защищенное от безграмотных фермеров и входящее в сферу интересов чиновничьего аппарата.
А пока, если концепция сегодня и имеется, то только на бумаге. В реальности ее никто не видел. Но, в первую очередь она должна учитывать водный баланс, так как его отсутствие чревато недоразвитым туристическим бизнесом в целом районе. А ведь этот бизнес, при грамотном руководстве, мог бы стать великаном, именуемым «Курорты Ташморя».
Ольга Фазилова.