Какой должна быть национальная идея Узбекистана?

Какой должна быть национальная идея Узбекистана?
В основе главной цели страны должно быть качественное образование, эффективная наука и национальные интересы.

Мы живем в чрезвычайно сложном и агрессивном мире. Происходящие события, нестабильная политика, соблазн гегемонии, национализм, взаимные конфликты требуют от нас большей национальной нерушимости, чем когда-либо прежде. Единство формируется на основе высокой национальной идеи, которая побуждает к объединению для достижения общей цели.

Какой должна быть национальная идея Узбекистана? В нынешнее неспокойное время сама жизнь ставит перед нами этот вопрос ребром. Ведь в нем ключ ко всем нашим целям. Отсутствие идей или их второстепенность ослабляют нацию и ведут к застою. Если глубоко задуматься, оглядеться, то убедишься, что в основе всех великих исторических событий в жизни развитых стран лежит правильно выбранная неизменная национальная идея.

Пришло время продвигать национальную идею Узбекистана. Целесообразно, чтобы она заключалась в воспитании поколения с высоким интеллектуальным уровнем на основе качественного образования и эффективной науки. Появление такого поколения, проникновение его во все слои общества приведет к положительным изменениям, обновлению, развитию, продвижению существующих отраслей.

Великий восточный философ Конфуций был тысячу раз прав, когда говорил: «Невежество — самая темная ночь для человечества». Ведь если знание возвышает человечество, то невежество тянет его только ко дну, в бездну. Примеров этого в человеческой цивилизации множество. Вот почему общество, думающее о будущем, стремится к знаниям, находится в состоянии привлечения молодого поколения к образованию, распространяет знания.

По логике, высокий интеллект — это безграничная сила, революция, происходящая в мышлении нации, безжалостно стирающая пороки в сознании. Высокий интеллект позволяет человеку познать и понять Родину, гордиться своим народом, своей страной. Он борется за ее интересы. Этой цели посвящает свою жизнь.

Президент сказал: «В основе всех наших усилий лежит образование. Какой бы регион я ни посещал, всегда общаюсь с молодежью и рабочими крупных предприятий. Когда я спрашиваю: «Что вас беспокоит?», они говорят о недостатке знаний. Как развитые страны достигли сегодняшнего уровня экономики? За счет знаний! Вот почему мы пытаемся прежде всего улучшить образование. 2023 год мы назвали «Годом заботы о человеке и качественного образования». Теперь в наших школах должны утвердиться совершенно новая атмосфера и качество».

На самом деле от знаний, мышления и потенциала нации зависит то, насколько быстро мы сможем достичь поставленных нами великих целей по построению нового Узбекистана, созданию третьего Ренессанса и построению свободного и процветающего общества. Как сказал Ли Куан Ю, основатель «сингапурского чуда», «талантливые люди — это самое ценное достояние страны».

Если подходить к вопросу с этой точки зрения, то национальная идея воспитает поколение с высоким образовательным, научным и интеллектуальным уровнем, и это историческая необходимость.

Признаем, после обретения Узбекистаном независимости была провозглашена эфемерная национальная идея. Однако из-за ее абстрактности не была воспринята народом. Она не улучшила жизнь, не изменила ее, потому что не имела смысла и ясной цели. Между высокопарными словами и жизнью была большая разница.

Президент Шавкат Мирзиёев взялся за практическую работу за воплощение национальной идеи. Ее основное значение заключается в следующем: чтобы воплотить в жизнь заветные мечты наших просвещенных предков, мы поставили стратегическую задачу создания в нашей стране фундамента нового Ренессанса. С этой целью осуществляем коренные реформы в области науки, образования и культуры. В связи с этим в первую очередь придаем первостепенное значение организации системы образования исходя из требований времени, усилению роли и влияния учителей и наставников в жизни нашего общества...

Неслучайно в основе выдвигаемой национальной идеи лежит качественное образование и эффективная наука. За прошедший период мы завели и науку, и систему образования в тупик. Репутацию учителя и ученого сравняли с землей. Учебно-образовательная работа была полностью сорвана. Детские сады закрыты. Здания приватизированы. Дети дошкольного возраста остались дома. В возрасте от пяти до семи лет, когда ум ребенка находится на пике своего развития, он был предоставлен самому себе. Родители в целях заработка выехали за границу. В результате на наших глазах появилось необразованное и некомпетентное поколение.

Знаменитый итальянский экономист-историк Карло Чипполо писал, что невежественные люди опаснее преступников. У преступников есть цель, а у глупых нет. Поэтому предсказать их действия невозможно. Они сделают вам больно без всякой причины, без цели, без плана. Они появляются в самом неожиданном месте, в самое неудобное время.

А теперь скажите, какую борьбу вести с таким пороком?

Конечно же, качественное образование, пробуждающее дремлющего гения нации. Значит, мы должны зажечь интеллектуальный факел, способный осветить путь перед молодым поколением. Образование реализуется с помощью создания в обществе всех условий для обучения человека на протяжении всей жизни, проведения просвещенной государственной политики, привития знаний в сознание ребенка с младенчества.

Правда, для этого требуется кропотливая работа — славный путь есть условие развития и требование времени.

Когда я спросил Нобелевского лауреата Азиза Санджара, посетившего Самаркандский государственный университет в 2018 году, с чего начать реформы в образовании, его ответ был очень краток: с дошкольного образовательного учреждения.

Хочу продолжить мнение известного ученого и сказать, что очень важно также повышать ответственность матери. Если рождение ребенка — естественный процесс, то не следует забывать, что давать воспитание ему начиная с семьи — великий долг нации перед страной.

В Гарвардском университете в Кембридже, штат Массачусетс, США, девиз такой: «Страдания при обучении — временны, страдания от невежества — вечны!». Повивальная бабка всех пороков — невежество. Мы должны как можно скорее избавиться от того, что сковывает ноги нации. Важны не пышные свадьбы, не роскошные здания, не чрезмерные желания, а воспитание наших детей. Это великая необходимость. Неправильно все возложить на государство, ожидая перемен.

А государство остается для народа флагманом. По инициативе Президента создана система дошкольного образования. Было реформировано школьное образование. Приостановлена деятельность неэффективных колледжей. Доступ молодежи к высшему образованию расширен до беспрецедентного уровня. Словом, образование стало локомотивом развития страны.

Учителя и преподаватели, наставники и воспитатели, учащиеся и студенты освобождены от принудительных работ. Они приступили к выполнению чрезвычайно ответственных задач, занимаются просвещением. Ученые-преподаватели, уехавшие за границу или вынужденные сменить профессию из-за экономических трудностей и низкой заработной платы, возвращаются в страну.

Для ученых, претерпевших ежегодные сокращения, вновь открылись двери высших учебных заведений и научно-исследовательских учреждений.

Только просвещенная нация, свободный народ захвачены национальной идеей, заняты ее созданием. Для них национальная идея становится священным чувством. Поэтому в национальной идее должно быть воплощено качественное образование, эффективная наука и национальные интересы.

Обратимся к истории: страны были могущественными, процветающими, а народ богатым тогда, когда наука и образование развивались. Когда были построены тысячи школ и медресе. Самые высокие, величественные здания были именно медресе.

Шейх Мухаммад Садык Мухаммад Юсуф, ученый и священнослужитель, пользующийся особым признанием в исламском мире, сказал, что в Коране слово «знание» в разных случаях повторяется 765 раз. Жизнь пророка, мир ему, и слова, сказанные им, также полны призыва к знанию. Приведем только один пример. После битвы при Бадре Мухаммед поставил условие для освобождения пленника — каждый должен был научить 10 мусульман читать и писать. Вместо этого можно было просить деньги, товары или еще что угодно, но просили это, потому что знание в исламе стоит превыше всего.

Думаю, первое, о чем сегодня нужно говорить в мечетях, махаллях, в разных кругах и на собраниях, — об образовании, улучшении генофонда нации, понимании роли семьи в воспитании детей. Другого пути нет. Только качественное образование даст нужный результат.

Еще один актуальный вопрос. Почему наши имамы не продолжают добрые дела шейха Мухаммада Садыка Мухаммада Юсуфа на пути распространения исламского просвещения? Хотелось бы от них слышать, что решение проблем нации и страны лежит в знании и образовании.
Причиной некоторых проблем, происходящих в жизни, также являются плоды невежества. Как ржавчина разъедает железо, так человека ломает отсутствие духовности и невежество. Поэтому получение знаний, образования должно стать для каждого постоянной обязанностью. Необходимо предотвратить невежество. Начиная со школьной скамьи учителя должны увлечь подрастающее поколение учебой. В буквальном смысле быть в этом мотиваторами.

Школа нуждается в обновлении. В нее нужно вдохнуть новый смысл. Словом, нужна идея, национальная идея. Она должны войти в разум, сознание и характер всей нации. Только тогда она станет жизненной силой.

Страны с передовой наукой и образованием во всех отношениях господствуют в мире. Туда и направляется больше средств на образование и науку. Переманивается способная молодежь и талантливые ученые.

Наша цель состоит в построении экономически, социально развитого, стабильного общества, в котором интересы человека превыше всего. Она озвучена Президентом, заняв лидирующую позицию в жизни нашего народа.

Джадиды, являвшиеся передовыми деятелями своего времени, в чрезвычайно сложных и трудных условиях выступали с идеей достижения национального развития путем распространения знаний и просвещения, коренного реформирования образования. Они за свой счет организовали школы и театры, издательства и библиотеки, издание газет и журналов, отправляли талантливую молодежь на учебу за границу. Их благородные инициативы и действия повлияли на жизнь общества, стали могучей волной.

Мировое сообщество высоко оценивает внимание, уделяемое лидером Узбекистана науке и системе образования. Мир стремится к сотрудничеству с Узбекистаном.

Легко разрушить нацию, которая не имеет национальной идеи, а если и имеет, то не следует ей. Потому что национальная идея — прочная крепость народа, защищающая от внешних воздействий, сохраняющая святость Родины, ценность свободы и самобытность. Считаем, что фундамент новой национальной идеи нового Узбекистана — поколение высокого интеллектуального уровня, качественное образование и эффективная наука.

В сущности, национальная идея — единственное и главное средство решения проблем, стоящих перед страной.

Рустам ХОЛМУРОДОВ,
ректор Самаркандского государственного университета,
заслуженный деятель науки,
член Сената Олий Мажлиса.

Интересное по теме:

Последние новости

Уроженец Ташкентской области объявлен в розыск за терроризм и посягательства на конституционный строй

В пресс-службе ГУВД Ташкентской области опубликовано информационное сообщение о разыскиваемом гражданине. В 2017 году уроженец Ташкентской...
Сегодня, 09:23
5

В Коканде наказали водителей чёрных автомобилей «Gentra» - видео

В пресс-службе СБДД ДОБ МВД опубликовано информационное сообщение. В социальных сетях распространился видеоролик с участием трёх чёрных...
Сегодня, 09:03
4

Житель Наманганской области пострадал от мошеннических действий при покупке «iPhone»

Установлен факт мошенничества — сообщает пресс-служба Центра кибербезопасности при МВД. В правоохранительные органы обратился житель...
Сегодня, 08:52

В Наманганской области изъяли из оборота контрабандные сигареты

Предотвращена продажа табачных изделий без акцизных марок — сообщает пресс-служба Департамента при Генеральной Прокуратуре. Сотрудниками...
Сегодня, 08:44

Медики и спасатели аэропортов Узбекистана прошли спецподготовку в Беларуси

Медики и спасатели аэропортов Узбекистана прошли специальную подготовку в Минске. Об этом сообщила пресс-служба Uzbekistan Airports. В...
Сегодня, 00:59
5
Новости Узбекистана » Мысли вслух » Какой должна быть национальная идея Узбекистана?