В условиях, когда проблема безопасности дорожного движения в Узбекистане остается острой, граждане все чаще берут инициативу в свои руки. Тимур Игамов (имя и фамилия изменены) – один из тех, кто решил активно бороться с нарушителями правил дорожного движения. С июня 2024 года он фиксирует нарушения ПДД на камеру своего смартфона и загружает видеоматериалы на специализированный сайт, созданный для привлечения нарушителей к ответственности.
Поводом для подобной гражданской активности послужил случай, который Тимур наблюдал, возвращаясь домой. «Я увидел, как автомобиль припарковался прямо на тротуаре, – рассказывает он. – Обойти машину было невозможно: с одной стороны – стена магазина, с другой – густые кустарники». Ситуация осложнялась тем, что в этот момент по тротуару двигалась молодая мама с детской коляской. Вынужденная объезжать припаркованный автомобиль по проезжей части, женщина оказалась в опасной ситуации: в считанных сантиметрах от нее пронеслась машина на высокой скорости.
Этот инцидент, который мог закончиться трагедией, заставил Тимура задуматься о необходимости принятия мер. Буквально на следующий день, изучая новости в Telegram-канале своего района, он наткнулся на публикацию с видеороликом. Автор видео, пешеход, зафиксировал нарушение правил парковки и приложил к публикации ссылку на сайт, где можно размещать видеоматериалы с нарушениями ПДД для дальнейшей передачи информации сотрудникам правопорядка. «Это показалось мне знаком судьбы», – признается Тимур.
Тщательно изучив инструкцию на сайте, он скачал специальное приложение Timestamp Camera Free, которое позволяет добавлять на видеозаписи дату, время и геолокацию, что является обязательным условием для рассмотрения жалобы.
«Я просто вышел на улицу по своим делам и решил снимать все нарушения, которые увижу», – говорит Тимур. – «Меня поразило, насколько их много! За одну прогулку удалось зафиксировать 15-16 нарушений».
Процесс подачи жалобы достаточно прост. После загрузки видео на сайт необходимо указать точное место нарушения на карте при помощи специального маркера, а также время фиксации нарушения. Далее платформа предлагает выбрать тип вознаграждения или отказаться от него. Тимур не скрывает, что предпочитает получать денежное вознаграждение, которое составляет 17 000 сумов за каждое подтвержденное нарушение. Выплаты перечисляются на банковскую карту. Среди других вариантов – перечисление средств в благотворительные фонды.
«Деньги, полученные за подтвержденные нарушения, я трачу на оплату электроэнергии (примерно 50 тысяч в месяц), а также на помощь бездомным животным – покупаю корм, оплачиваю лечение (примерно 300-400 тысяч сум в месяц)», – рассказывает Тимур.
Важно отметить, что не все жалобы, направленные через платформу, получают одобрение. В некоторых случаях в рассмотрении может быть отказано. При этом на сайте указывается причина отказа и контактный номер телефона для ее обжалования.
«За два месяца я отправил жалобы на 88 водителей, – говорит Тимур. – Примерно в 20 случаях пришел отказ. Я пытался связаться по указанному номеру телефона, но так и не смог дозвониться». Он также отмечает, что некоторые типы нарушений, например, парковка на газоне между проезжей частью и тротуаром, по непонятным причинам не считаются нарушениями.
Срок рассмотрения обращений может достигать двух недель, хотя на сайте заявлено, что он не превышает трех дней. Денежные выплаты поступают без указания, за какое именно нарушение они начислены. «Для меня это не принципиально, – говорит Тимур. – Я занимаюсь этим не ради денег, а потому что считаю это правильным».
Рассказав о своей деятельности друзьям, Тимур столкнулся с неоднозначной реакцией. Одни поддержали его начинание, другие же, напротив, расценили подобное поведение как «терпильство». «Меня не волнует мнение окружающих, – заявляет Тимур. – Если человек не уважает мое право, как пешехода на безопасное передвижение по тротуару, то и я не обязан проявлять к нему уважение или понимание».
Действия Тимура Игамова – яркий пример роста гражданской сознательности и неравнодушия к проблеме безопасности дорожного движения. Статистика неумолима: только за первые 5 месяцев 2024 года на дорогах Узбекистана в ДТП погибли 65 детей. В этой ситуации важен вклад каждого, кто готов бороться за соблюдение правил дорожного движения и повышение уровня безопасности на дорогах страны.