Узбекистан и США расширяют экономическое сотрудничество

Узбекистан и США расширяют экономическое сотрудничество
Сентябрь 2025 года ознаменовался событием, которое без преувеличения можно назвать тектоническим сдвигом в геоэкономическом ландшафте Евразии. На полях юбилейной 80-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН развернулась серия переговоров между Президентом Республики Узбекистан Шавкатом Мирзиёевым и элитой американского бизнеса и политики, увенчавшаяся формированием портфеля проектов на астрономическую сумму, превышающую 100 миллиардов долларов. Данные договоренности расширяют экономическое сотрудничество между странами и дает возможность выйти на новый этап их развития.

Это событие, ставшее кульминацией многолетней и системной стратегии реформ «Нового Узбекистана», требует глубокого осмысления. Оно знаменует собой не только экономический триумф, но и признание мировым сообществом успеха уникальной модели трансформации, основанной на принципах открытости, прагматизма и добрососедства. Исторический визит узбекского лидера в финансовую столицу мира продемонстрировал, что страна, еще недавно считавшаяся одной из самых закрытых в регионе, сегодня способна говорить на равных с глобальными корпорациями и получать гарантии поддержки на самом высоком политическом уровне, включая прямой доступ в Белый дом.

На фоне глобальной нестабильности, разрыва традиционных логистических цепочек и обострения конкуренции между мировыми державами, Узбекистан демонстрирует модель прагматичного развития, превращаясь в островок стабильности и предсказуемости. Именно эта предсказуемость, подкрепленная реальными экономическими показателями и твердой политической волей руководства, стала главным аргументом для американского капитала, который увидел в республике не просто новый рынок, а долгосрочную точку опоры в стратегически важном регионе. Анализ последствий нью-йоркского саммита позволяет понять, как Узбекистану удалось совершить этот качественный скачок и какие горизонты он открывает для будущего страны.

Данный прорыв стал возможен благодаря сложной синергии факторов, которые будут детально рассмотрены. Фундаментальную роль сыграла трансформация внешней политики, превратившая Узбекистан в архитектора новой системы региональной безопасности и сотрудничества. Не менее важным стал титанический труд по перестройке национальной экономики: от либерализации валютного рынка до создания беспрецедентно благоприятных условий для инвесторов. И, наконец, ключевым элементом успеха стала персонификация реформ в лице Президента страны, чей личный авторитет и репутация надежного партнера стали решающим фактором в формировании атмосферы доверия, необходимой для реализации проектов подобного масштаба.

Глава 1. Геополитический императив и доктрина «Нового Узбекистана»

Понимание масштаба достигнутых в Нью-Йорке договоренностей невозможно без ретроспективного анализа геополитической траектории Узбекистана. В период, предшествовавший 2017 году, внешняя политика страны характеризовалась определенной степенью изоляционизма и осторожности, что ограничивало реализацию ее колоссального экономического и транзитного потенциала. С приходом к власти Президента Шавката Мирзиёева был провозглашен курс на кардинальное изменение внешнеполитической парадигмы. Ключевым элементом новой доктрины стала политика добрососедства и региональной интеграции в Центральной Азии.

Практическим воплощением новой региональной доктрины Ташкента стало решение застарелых проблем, десятилетиями отравлявших атмосферу в Центральной Азии. Ключевым достижением является завершение процесса делимитации и демаркации государственной границы с Кыргызстаном, что положило конец многочисленным пограничным инцидентам и открыло путь для полномасштабного экономического сотрудничества. Аналогичный прорыв был достигнут и в отношениях с Таджикистаном, где конструктивный диалог по вопросам совместного использования водно-энергетических ресурсов бассейна трансграничных рек, включая вопросы вокруг Рогунской ГЭС, сменил многолетнюю конфронтацию. Узбекистан также выступил инициатором создания нового формата Консультативных встреч глав государств Центральной Азии, ставших эффективной площадкой для выработки единых подходов к региональным вызовам.

В кратчайшие исторические сроки Ташкенту удалось разрешить сложнейшие пограничные и водно-энергетические вопросы с соседними государствами, создав в регионе уникальную атмосферу доверия и сотрудничества. Этот фундаментальный сдвиг превратил Узбекистан из рядового участника региональных процессов в их архитектора и модератора, что не осталось незамеченным ведущими мировыми державами. Именно стабильная и предсказуемая Центральная Азия, ядром которой стал Узбекистан, превратилась в привлекательную площадку для долгосрочных инвестиций и стратегического партнерства.

Для Соединенных Штатов, выстраивающих свою политику в регионе, стабильный, процветающий и конструктивно настроенный Узбекистан приобретает значение важного партнера. Во-первых, страна играет незаменимую роль в обеспечении региональной безопасности, в особенности в контексте сложной ситуации в Афганистане. Узбекистан не только предоставляет свою инфраструктуру для международных гуманитарных миссий, но и активно продвигает экономические и инфраструктурные проекты, направленные на вовлечение Афганистана в региональные экономические связи, что полностью совпадает с интересами США по предотвращению гуманитарного коллапса и превращения этой страны в очаг нестабильности.

Во-вторых, в условиях обостряющейся глобальной конкуренции, многовекторная и сбалансированная внешняя политика Узбекистана, направленная на выстраивание ровных и взаимовыгодных отношений со всеми глобальными центрами силы, включая Россию и Китай, представляет для Вашингтона особую ценность. Укрепляя партнерство с Ташкентом, США получают возможность усилить свое экономическое и технологическое присутствие в стратегически важном регионе, предлагая альтернативную модель развития, основанную на принципах рыночной экономики, верховенства права и открытости. Таким образом, визит узбекского лидера в Нью-Йорк и его результаты стали логическим следствием превращения страны в незаменимого актора региональной стабильности и предсказуемого партнера на мировой арене.

С американской стороны, активизация на узбекском направлении продиктована целым комплексом стратегических интересов. Вашингтон видит в Ташкенте надежного партнера по реанимации и наполнению практическим содержанием диалогового формата «C5+1» (пять стран Центральной Азии и США). Кроме того, в свете глобальной стратегии по диверсификации источников критически важных полезных ископаемых, Узбекистан с его подтвержденными запасами урана, золота, меди, вольфрама, а также редких и редкоземельных металлов, таких как рений и молибден, представляет огромный интерес. Укрепление сотрудничества в этой сфере позволяет США снизить зависимость от поставок из геополитически нестабильных регионов или от стран-конкурентов, что является одним из приоритетов американской национальной безопасности.

Глава 2. Архитектура экономических реформ как фундамент инвестиционной привлекательности

Дипломатические успехи «Нового Узбекистана» были бы невозможны без глубоких внутренних преобразований, которые кардинально изменили экономический ландшафт страны. Запущенная в 2017 году программа реформ носила всеобъемлющий характер и была направлена на демонтаж административно-командных рудиментов и построение открытой рыночной экономики.

Одним из первых и наиболее значимых шагов стала либерализация валютного рынка, устранившая одно из главных препятствий для притока иностранных инвестиций. За этим последовали масштабная налоговая реформа, направленная на снижение фискальной нагрузки на бизнес, программа приватизации государственных активов и системные меры по улучшению делового климата, что нашло отражение в динамике международных рейтингов, таких как «Doing Business».

Результаты не заставили себя ждать. Экономика Узбекистана демонстрирует впечатляющую устойчивость и высокие темпы роста, выделяясь на фоне глобальной экономической турбулентности. В 2024 году рост реального ВВП составил 6,5%, а общий его объем приблизился к отметке в 115 миллиардов долларов. Прогнозы ведущих международных финансовых институтов, включая Всемирный банк, свидетельствуют о сохранении положительной динамики: на 2025 год прогнозируется рост на уровне 5,9%. Одновременно правительственные программы поддержки предпринимательства позволили снизить уровень безработицы до 5,8%, что является серьезным социальным достижением.

Внешняя торговля стала одним из ключевых драйверов роста. Внешнеторговый оборот в 2024 году превысил 65,9 миллиарда долларов, при этом экспорт показал опережающий рост на 8,4%. География торговых связей охватывает 198 стран мира. Показательно, что товарооборот в сфере товаров и услуг между Узбекистаном и США за последние восемь лет увеличился вчетверо, достигнув в 2024 году почти 1,0 миллиарда долларов. Это свидетельствует о растущей комплементарности двух экономик.

Не менее впечатляющи и показатели инвестиционной привлекательности. В 2023 году в экономику было привлечено свыше 30 миллиардов долларов инвестиций, из которых 7,2 миллиарда составили прямые иностранные инвестиции (ПИИ). В 2024 году приток ПИИ вырос на 53,6%, достигнув 11,9 миллиарда долларов. На сегодняшний день в стране успешно функционируют более 300 компаний с участием американского капитала, включая такие транснациональные корпорации, как General Motors, Boeing, General Electric, Coca-Cola, John Deere и Hyatt.

На фоне общего роста формируются новые отрасли-локомотивы. IT-сектор демонстрирует взрывной рост: экспорт IT-услуг стремительно приближается к отметке в 1 миллиард долларов. Примечательно, что более половины этого объема приходится на рынок США, что говорит о высоком качестве и конкурентоспособности узбекских специалистов. Стратегическая цель, поставленная правительством, - довести экспорт IT-услуг до 5 миллиардов долларов к 2030 году. Также динамично развиваются аграрный сектор, где Узбекистан является одним из мировых лидеров по производству ряда культур, и туристическая отрасль, которая в 2024 году приняла рекордные 7 миллионов иностранных гостей.

Устойчивость макроэкономической ситуации в Узбекистане подтверждается конкретными показателями. Правительству и Центральному банку удалось удержать инфляцию в прогнозируемом коридоре, стремясь к таргету в 5%, что является критически важным фактором для долгосрочного планирования инвестиций. Соотношение государственного долга к ВВП поддерживается на безопасном уровне, не превышающем 40%, что выгодно отличает Узбекистан от многих развивающихся рынков. Структура экспорта претерпевает качественные изменения: наряду с традиционными товарами (хлопок, газ, золото) стремительно растет доля продукции с высокой добавленной стоимостью, в частности, текстильных изделий (благодаря получению статуса бенефициара системы GSP+ с Европейским союзом), электротехники и продуктов агропромышленной переработки.

Структурной основой экономического рывка стало принятие целого пакета законодательных актов, направленных на защиту прав инвесторов и либерализацию ключевых секторов. Был принят новый закон «Об инвестициях и инвестиционной деятельности», унифицировавший правила для местных и иностранных инвесторов. Запущена масштабная программа приватизации, в рамках которой на торги выставляются доли в таких крупных государственных активах, как банки («Ипотека-банк», «Узпромстройбанк»), промышленные предприятия и объекты инфраструктуры. Для стимулирования высокотехнологичных производств создана сеть специальных экономических зон (СЭЗ), таких как «Навои», «Ангрен», «Джизак», резиденты которых получают значительные налоговые и таможенные преференции, что делает локализацию производств в Узбекистане экономически выгодной.

Глава 3. Нью-Йоркский саммит как квинтэссенция укрепления партнерства

Переговоры в Нью-Йорке и сформированный по их итогам портфель проектов на сумму свыше 100 миллиардов долларов являются прямым следствием описанных выше геополитических и экономических предпосылок. Анализ ключевых соглашений позволяет оценить их стратегическую глубину и мультипликативный эффект для экономики Узбекистана.

3.1. Флагманский проект в авиастроении: Контракт с Boeing.

Соглашение между Uzbekistan Airways и корпорацией Boeing на закупку 14 лайнеров Dreamliner с опционом еще на 8 машин на сумму 8,5 миллиардов долларов выходит далеко за рамки обычной коммерческой сделки. Данный контракт является крупнейшим в истории гражданской авиации всей Центральной Азии и носит системообразующий характер. Приобретение современных дальнемагистральных самолетов позволяет реализовать стратегическую концепцию превращения Узбекистана в крупный международный авиационный хаб, связывающий Европу и Азию. Это не только увеличит пассажиро- и грузопоток, но и даст мощный импульс развитию туристической отрасли, деловой активности и смежных секторов экономики. Кроме того, данная сделка, по оценкам американской стороны, создаст десятки тысяч высокотехнологичных рабочих мест в США, что делает ее взаимовыгодной и укрепляет экономические связи на самом высоком уровне.

Эффект от контракта с Boeing носит ярко выраженный мультипликативный характер. Помимо прямого обновления авиапарка, он стимулирует развитие всей сопутствующей инфраструктуры. Речь идет о модернизации аэропортов не только в Ташкенте, но и в ключевых туристических центрах — Самарканде, Бухаре, Ургенче, Намангане — для соответствия требованиям обслуживания современных дальнемагистральных лайнеров. Это также подразумевает создание и развитие на базе Uzbekistan Technics центра технического обслуживания самолетов Boeing в регионе, что само по себе является высокотехнологичным и прибыльным бизнесом. Кроме того, контракт формирует долгосрочный спрос на подготовку нового поколения пилотов, инженеров и технического персонала по международным стандартам, что даст импульс реформе системы авиационного образования в стране.

Анализ пакета соглашений выявляет их внутреннюю синергию, свидетельствующую о наличии у руководства страны целостной стратегии промышленного развития. Геологоразведка и добыча критически важных минералов (проект с Cove Capital) создают сырьевую базу для высокотехнологичной промышленности. Производство современного обогатительного оборудования внутри страны (проект с FLSmidth) снижает издержки в горно-металлургическом секторе и повышает его эффективность. Высвобождаемый капитал и ресурсы, в свою очередь, могут быть направлены на финансирование венчурных проектов в экономике будущего (фонды с Biologic International). Таким образом, формируется замкнутый цикл: от добычи сырья до создания передовых технологий и наукоемких продуктов, что является классической моделью перехода от сырьевой к инновационной экономике.

3.2. Диверсификация и технологический трансфер в промышленности и социальной сфере.

Другие соглашения демонстрируют комплексный подход к модернизации страны.

Akfa Group и Cleveland Clinic: Создание многопрофильной клиники и медицинского университета мирового уровня является инвестицией в человеческий капитал. Этот проект направлен на внедрение передовых медицинских технологий и стандартов, что не только повысит качество жизни граждан, но и создаст предпосылки для развития медицинского туризма, превращая Узбекистан в региональный центр компетенций в сфере здравоохранения.

Texnopark и FLSmidth: Создание предприятия по производству оборудования для горно-обогатительной промышленности является ярким примером политики импортозамещения и локализации. Это позволит Узбекистану, обладающему богатейшими запасами полезных ископаемых, перейти от преимущественно сырьевой модели к производству продукции с высокой добавленной стоимостью, снизить зависимость от импорта технологий и создать новые квалифицированные рабочие места.

Министерство горнодобывающей промышленности и Cove Capital: В условиях глобальной борьбы за доступ к критически важным минералам, данное соглашение приобретает особое стратегическое значение. Узбекистан обладает значительными запасами золота, меди, урана, рения, молибдена и редкоземельных металлов. Сотрудничество с американскими компаниями открывает доступ к самым современным технологиям геологоразведки и добычи, что позволит эффективно и экологично осваивать эти ресурсы, диверсифицируя глобальные цепочки поставок.

Фонд реконструкции и развития и Biologic International: Учреждение фондов для финансирования проектов в сфере искусственного интеллекта и биотехнологий свидетельствует о стратегическом видении руководства страны, которое делает ставку на отрасли будущего. Это закладывает фундамент для перехода к экономике знаний и инноваций.

3.3. Укрепление финансовой инфраструктуры.

Договоренности о сотрудничестве между Министерством экономики и финансов и Citigroup, «Узбекгидроэнерго» и Cargill Financial Services, «Узтрансгазом» и Pangea Filtration Technology являются свидетельством растущего доверия со стороны глобальных финансовых институтов. Интеграция в мировую финансовую систему, привлечение авторитетных партнеров для структурирования сделок и финансирования проектов повышают прозрачность и надежность узбекской экономики, делая ее еще более привлекательной для инвесторов.

Глава 4. Персонификация дипломатии и роль лидера

Современная международная политика во многом персонифицирована, и успех на этом поприще зачастую зависит от личных качеств и репутации национальных лидеров. Узбекско-американское сближение является ярким тому подтверждением. Личность Президента Шавката Мирзиёева, его репутация смелого реформатора и человека слова, сыграли ключевую роль в формировании беспрецедентного уровня доверия со стороны американского истеблишмента.

Анализ высказываний американских политических деятелей подтверждает этот тезис. Президент Дональд Трамп, комментируя сделку с Boeing, назвал Шавката Мирзиёева «человеком слова», что в деловом и политическом мире является высшей оценкой надежности партнера. Конгрессмен Трент Келли, сопредседатель Кокуса по Узбекистану, прямо называет его «смелым реформатором, надежным партнером и искренним другом США». Эти оценки не являются протокольными любезностями; они отражают реальное восприятие лидера, который не только декларирует реформы, но и последовательно их реализует, беря на себя всю полноту ответственности.

Особую символическую значимость имеет и тот факт, что специальный посланник Президента США Серджио Гор, передавший Шавкату Мирзиёеву заверения в прямой поддержке и приглашение в Вашингтон, является уроженцем Ташкента. Его слова о «прямом канале обращения в офис Белого дома» свидетельствуют об установлении особого, доверительного характера межгосударственного диалога, выходящего за рамки стандартных дипломатических протоколов. Эта персонификация отношений, подкрепленная трудолюбием и гостеприимством узбекского народа, о котором с теплотой отзываются американские партнеры, создает прочную гуманитарную основу для долгосрочного стратегического партнерства.

События, произошедшие в Нью-Йорке в сентябре 2025 года, знаменуют собой не просто очередной этап в развитии двусторонних отношений, а тектонический сдвиг в геоэкономическом ландшафте Центральной Азии. Республика Узбекистан, под руководством своего Президента Шавката Мирзиёева, продемонстрировала миру успешную модель трансформации, основанную на принципах открытости, прагматизма и последовательных структурных реформ.

Сформированный портфель контрактов и проектов на сумму свыше 100 миллиардов долларов является не авансом, а признанием уже достигнутых результатов и огромного потенциала страны. Эти соглашения запустят цепную реакцию позитивных изменений: создадут десятки тысяч новых рабочих мест, принесут в страну самые передовые технологии, повысят качество жизни граждан и укрепят промышленный и интеллектуальный суверенитет республики.

Подтверждением личного авторитета Президента Узбекистана на мировой арене служит не только риторика, но и беспрецедентная интенсивность дипломатических контактов. За последние годы Ташкент превратился в место притяжения для мировых лидеров. Визиты в страну нанесли главы таких государств и международных организаций, как Франция, Германия, Турция, Южная Корея, руководители Европейского Союза и ведущих арабских монархий. Этот дипломатический трафик является прямым следствием растущего доверия к проводимым реформам и признания конструктивной роли Узбекистана в региональных и глобальных процессах. Избрание республики в состав Совета ООН по правам человека на период 2021-2023 годов стало еще одним весомым свидетельством международного признания прогресса, достигнутого страной в общественно-политической сфере.

Важнейшим аспектом, который высоко оценивается долгосрочными стратегическими инвесторами, является стремление лидера страны институционализировать проводимые реформы, закрепив их в правовом поле. Проведенная в 2023 году конституционная реформа была направлена на создание прочного фундамента для построения правового, социального и светского государства. В новой редакции Основного закона были усилены гарантии защиты частной собственности, независимости судебной власти, свободы слова и предпринимательства. Создание и укрепление независимых институтов, таких как Агентство по противодействию коррупции и институт Бизнес-омбудсмена, демонстрирует политическую волю к построению системы, в которой правила игры едины для всех, а реформы носят необратимый характер, не зависящий от политической конъюнктуры.

Нью-Йоркский саммит закрепил за Узбекистаном статус важного партнера США в регионе и одного из самых динамичных и перспективных рынков на евразийском пространстве. Это триумф продуманной государственной стратегии и свидетельство того, что узбекский народ, ведомый своим лидером, уверенно строит новое, процветающее и уважаемое в мире государство.

Мурад Тешабаев,
корреспондент UPL.
Интересное по теме:
Комментарии
  1. Made in USSR
    4 октября 2025 18:05
    С нашей коррупцией экономического чуда не будет, и уже так понятно для чего это делается, чтобы настроить нас против Афганистана.
  2. Гость
    4 октября 2025 16:26
    Почём бензин в россии?Ещё у кого кроме китайцев россия закупаетк топливо?Это таки ,,Гойда",или ещё ни совсем...😁
  3. Сумрак
    4 октября 2025 14:42
    Друг моего врага ,мой враг
    1. Гость
      4 октября 2025 17:23
      Сумрак, таким образом у твоих не остались друзей, кроме северной Кореи. Не умеешь ты ценить друзей, ты чемпион по превращению друзей во врагов. Одним словом болото.
  4. Илхом
    4 октября 2025 14:39
    Хеч канака яхшилик бундан чикмайди.
  5. Гость
    4 октября 2025 12:54
    Отличная ,вдохновляющая статья.
    1. H2SO4
      4 октября 2025 23:30
      Гость,
      Можешь выучить её, и повторять как мантру !
    2. Гость
      6 октября 2025 12:27
      H2SO4,
      А это мысль..
  6. Эржан
    4 октября 2025 12:07
    Столько писанины на описание огромной доли в 1,34% от всей внешней торговли Узбекистана, приходящую на США... ИИ писал чтоля?))) синергия факторовмиш...
  7. Гость
    4 октября 2025 12:06
    Теперь поставку товаров будут осуществлять вечерней лошадью Нью-Йорк - Ташкент.
    Китайское барахло будет поступать через США , хотя через Урумчи ближе .
  8. Бесплатный сыр для второй мыши
    4 октября 2025 11:33
    Даже читать не стал, не люблю длинные тексты.
    1. Нестандартное мнение
      4 октября 2025 19:01
      Бесплатный сыр для второй мыши,
      Лить воду и по ушам пинать одно и то же, подвох то на лицо - сдаём народ и страну с потрохами?
  9. Нестандартное мнение
    4 октября 2025 10:42
    Ну и загнули "укрепление финансовой инфраструктуры (чьей), когда курс 1 /12000 ну вы блин даёте.
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 30 дней со дня публикации.
Последние новости

Фермерам Узбекистана разрешат свободный выбор культур для посадки

В аграрном секторе Узбекистана намечается фундаментальный сдвиг парадигмы управления земельными ресурсами, о чем стало известно в ходе визита главы
Сегодня, 07:44

Европейские архитекторы спроектируют слияние Джизака и Шараф-Рашидовского района в агломерацию

В административном устройстве региона грядут масштабные изменения, направленные на стирание граней между областным центром и прилегающими
Сегодня, 07:44

Фермерам Узбекистана компенсируют расходы на электричество

Шавкат Мирзиёев посетил Джизакскую область, где принял участие во внеочередной сессии областного Кенгаша народных депутатов. Центральной темой
Сегодня, 07:44

АБИИ инвестирует полмиллиарда долларов в климатическую стратегию Узбекистана

Ташкент продолжает планомерную интеграцию в глобальную климатическую повестку, заручаясь поддержкой крупных международных финансовых институтов.
Сегодня, 07:43

В Ташкенте внедрят ИИ для управления дорожным трафиком

Столичная администрация готовится к кардинальному пересмотру подходов в регулировании уличного движения. Накануне, 3 декабря, Шавкат Мирзиёев
Сегодня, 07:43