Анализ итогов саммита и предшествовавших ему шагов Ташкента позволяет говорить о формировании уникального экономического и политического феномена - «Нового Узбекистана». Этот феномен основан на прагматизме, открытости и четком видении национальных интересов, которые неразрывно связаны с процветанием всего центральноазиатского региона. Участие в габалинском саммите - это не дань традиции, а ключевой этап в реализации долгосрочной программы по укреплению регионального лидерства и созданию устойчивых коридоров сотрудничества, проходящих через сердце Евразии и связывающих Восток и Запад.
Чтобы в полной мере оценить масштаб происходящих перемен, необходимо обратиться к недавнему прошлому. Современная, проактивная позиция страны на международной арене является прямым результатом кардинальной смены парадигмы, инициированной Президентом Мирзиёевым. Отказавшись от политики изоляционизма, которая характеризовала предыдущую эпоху, Узбекистан совершил решительный поворот, провозгласив Центральную Азию и выстраивание добрососедских отношений своим главным внешнеполитическим приоритетом. Этот курс, основанный на принципах взаимного уважения, доверия и учета интересов, позволил в кратчайшие сроки разрешить накопившиеся десятилетиями противоречия и создать в регионе принципиально новую атмосферу сотрудничества.
Эта трансформация стала возможной благодаря осознанию того, что национальное развитие немыслимо в отрыве от региональных процессов. Президент Шавкат Мирзиёев неоднократно подчеркивал, что мирная и экономически процветающая Центральная Азия - это жизненно важный интерес Узбекистана. Такой подход нашел живой отклик у соседей, запустив цепную реакцию позитивных изменений. Активизация политического диалога на высшем уровне, интенсификация межрегиональных связей и, как следствие, стремительный рост товарооборота - все это стало ярким подтверждением правильности выбранного курса. Совокупный региональный ВВП с 2016 года увеличился на 60%, а объем внешней торговли вырос более чем вдвое, что свидетельствует о колоссальном синергетическом эффекте новой политики Ташкента.
Именно на этой прочной основе добрососедства и региональной стабильности стал возможен следующий стратегический шаг - полноценное и осмысленное участие в интеграционных процессах тюркского мира. Поворотным моментом, без преувеличения, стало полноправное вступление Узбекистана в Организацию тюркских государств в 2019 году. Этот шаг был не формальностью, а логическим продолжением новой внешнеполитической доктрины, отражающим естественные исторические процессы и отвечающим коренным интересам узбекского народа. Он ознаменовал собой переход от статуса пассивного наблюдателя к роли активного и ответственного участника, готового не просто следовать в фарватере общих решений, а формировать повестку дня и выступать с прорывными, стратегически важными инициативами.
Быстрая трансформация страны в одного из ключевых «модернизаторов» и драйверов интеграции в рамках ОТГ стала возможной благодаря накопленному опыту успешного регионального строительства в Центральной Азии. Узбекистан пришел в организацию не с пустыми руками, а с солидным багажом реализованных проектов и четким видением будущего. Проведение знакового саммита ОТГ в Самарканде в 2022 году окончательно закрепило за страной статус одного из центров принятия решений в тюркском мире, а выдвинутые Президентом Мирзиёевым инициативы задали новый, прагматичный и экономически ориентированный вектор развития всей организации.
Осознавая, что экономическое процветание немыслимо без обеспечения мира и долгосрочной стабильности, наш лидер выступил с инициативой, имеющей стратегическое значение для всего региона. Предложение о проведении в историческом Самарканде первой в истории совместной встречи министров иностранных дел и руководителей специальных служб стран-участниц ОТГ стало своевременным и крайне важным шагом. Цель этой встречи - не просто обмен мнениями, а глубокая и системная работа по согласованию подходов к ключевым вопросам региональной и глобальной безопасности, противодействию общим вызовам и угрозам.
Эта инициатива наглядно демонстрирует комплексный подход Ташкента: безопасность рассматривается не как самоцель, а как необходимое условие для устойчивого экономического развития. В условиях обострения конфликтов на Евразийском континенте, серьезную обеспокоенность вызывают трагедии в секторе Газа, ситуация вокруг Украины и вопросы стабильности в Афганистане. Создание постоянно действующего механизма консультаций на уровне глав дипломатических ведомств и спецслужб позволит оперативно реагировать на возникающие риски, вырабатывать единую позицию и эффективно координировать совместные действия. Размещение такой диалоговой площадки в Самарканде, древнем центре мировой цивилизации и дипломатии, является глубоко символичным и подчеркивает центральную роль Узбекистана в обеспечении региональной безопасности.
Именно этот фундамент безопасности позволяет тюркским государствам переходить к следующему этапу интеграции - формированию прочной договорно-правовой базы для долгосрочного сотрудничества. Понимая это, Президент Шавкат Мирзиёев активно поддержал идею скорейшего согласования и принятия Договора о стратегическом партнерстве, вечной дружбе и братстве между тюркскими государствами. Этот документ призван стать краеугольным камнем в архитектуре взаимоотношений стран ОТГ, закрепив на высшем уровне общность их устремлений и нерушимость связей. Он создаст политико-правовые гарантии для всех последующих экономических и гуманитарных проектов, обеспечивая их необратимость и устойчивость к любым внешним шокам.
Однако Ташкент смотрит еще дальше, предлагая не просто зафиксировать текущий уровень отношений, а заглянуть за горизонт. Инициатива по разработке комплексной Стратегии развития Организации тюркских государств до 2030 года является прямым тому подтверждением. Этот стратегический документ должен стать дорожной картой, определяющей главные векторы совместного развития на ближайшее десятилетие. Он позволит синхронизировать национальные программы реформ с общими целями ОТГ, сконцентрировать ресурсы на наиболее перспективных направлениях и обеспечить максимальную синергию от совместных усилий. По сути, Узбекистан предлагает перейти от ситуативного реагирования к долгосрочному стратегическому планированию, что выводит организацию на качественно новый уровень зрелости.
Такой системный подход, основанный на четком планировании и создании прочной правовой базы, является фирменным стилем современного узбекского руководства. Он позволяет не только генерировать смелые идеи, но и создавать эффективные механизмы для их практической реализации, превращая амбициозные цели в конкретные, осязаемые результаты. Переходя от общих деклараций к конкретным экономическим механизмам, Узбекистан предложил создать структуру, которая станет мотором торгово-инвестиционного сотрудничества. Выдвинутая Шавкатом Мирзиёевым инициатива по созданию Постоянного совета тюркских государств по экономическому партнерству - это шаг, направленный на институционализацию и систематизацию всей экономической повестки ОТГ.
Предполагается, что данный совет, возглавляемый вице-премьерами стран-участниц, будет действовать на постоянной основе, координируя реализацию совместных проектов и устраняя барьеры на пути взаимной торговли и инвестиций. Принципиально важным является предложение Ташкента разместить у себя Проектный офис этого совета. Это не только подчеркивает готовность Узбекистана взять на себя организационную и финансовую нагрузку, но и превращает Ташкент в деловой и проектный хаб всего тюркского мира, где будут аккумулироваться и реализовываться самые перспективные бизнес-инициативы.
Именно в рамках этого совета планируется реализовать еще более масштабную идею - формирование Пространства новых экономических возможностей. Эта концепция, озвученная узбекским лидером, предполагает создание максимально благоприятных условий и правовой инфраструктуры для бизнеса. Она включает в себя целый комплекс взаимосвязанных мер, таких как создание Промышленного альянса тюркских государств для кооперации в ключевых отраслях - от машиностроения до фармацевтики, - а также внедрение системы «Тюркские зеленые коридоры» для упрощения и ускорения таможенных процедур.
Создание этого нового экономического пространства является прямым ответом на глобальные вызовы. В то время как в мире нарастают протекционистские тенденции и рушатся привычные торговые связи, Узбекистан инициирует формирование огромного, интегрированного рынка, основанного на принципах открытости и взаимной выгоды. Важной частью этой стратегии является и предложение о создании консорциума «Зеленая трансформация», нацеленного на совместное развитие возобновляемых источников энергии. Этот шаг не только отвечает глобальной климатической повестке, но и закладывает основу для энергетической безопасности и технологического суверенитета стран тюркского мира.
Особое внимание в пакете экономических инициатив Узбекистана уделяется аграрному сектору, что отражает глубокое понимание его стратегической важности для обеспечения продовольственной безопасности. Предложение о создании Экспертной группы по органическому сельскому хозяйству нацелено на объединение научного и практического потенциала стран ОТГ в этой перспективной сфере. Тюркские государства обладают уникальными природно-климатическими условиями и многовековыми традициями земледелия, что создает идеальные предпосылки для производства высококачественной, экологически чистой продукции.
Логичным продолжением этой идеи является инициатива по продвижению единого бренда тюркской органической продукции на мировые рынки. Создание такого зонтичного бренда позволит повысить узнаваемость и конкурентоспособность товаров, открыть доступ к премиальным сегментам глобального рынка и, в конечном счете, значительно увеличить доходы фермеров и агропредприятий. Этот подход демонстрирует стратегическое мышление, направленное не просто на увеличение объемов производства, а на создание продукции с высокой добавленной стоимостью и завоевание прочных позиций в глобальных цепочках поставок.
Такая экономическая дипломатия, подкрепленная конкретными проектами, является ярким примером прагматичного и взаимовыгодного сотрудничества, которое продвигает Ташкент. Это не просто торговля, это совместное формирование будущего, где аграрный сектор становится не источником сырья, а высокотехнологичной отраслью, обеспечивающей процветание и устойчивое развитие. Все эти амбициозные планы по созданию промышленного альянса и продвижению аграрной продукции были бы немыслимы без современной и эффективной транспортной инфраструктуры. Именно поэтому Узбекистан, находясь в сердце Евразии, уделяет приоритетное внимание развитию транзитных коридоров, поддерживая последовательное развитие Срединного коридора.
Президент Шавкат Мирзиёев особо подчеркнул стратегическую важность сопряжения этого маршрута с двумя другими мегапроектами: строящейся железной дорогой Китай – Кыргызстан – Узбекистан и перспективным Трансафганским коридором. Реализация этого грандиозного плана позволит создать единую, многоотраслевую систему транспортных магистралей, которая напрямую свяжет ключевые рынки Азии, Европы и Ближнего Востока. Это превратит весь регион тюркских государств в глобальный логистический хаб, обеспечив кратчайшие и наиболее экономически выгодные пути для перемещения товаров.
Однако создание физической инфраструктуры - это лишь половина дела. Узбекистан настаивает на необходимости комплексного подхода, который включает в себя цифровизацию таможенных процедур и оптимизацию тарифов на всем протяжении маршрута. По словам узбекского лидера, груз, отправленный из любой точки тюркского мира, должен без задержек и дополнительных сборов добираться до пункта назначения. Этот акцент на создании бесшовной и конкурентоспособной транспортной среды является ключевым фактором, который позволит в полной мере реализовать транзитный потенциал региона и привлечь значительные объемы международных грузопотоков.
Для финансирования столь масштабных инфраструктурных и промышленных проектов необходимы серьезные финансовые ресурсы. Понимая это, Шавкат Мирзиёев предложил значительно расширить деятельность Тюркского инвестиционного фонда - первого совместного финансового института стран ОТГ. Этот фонд, созданный для содействия экономическому развитию государств-участников, должен стать катализатором роста, поддерживая ключевые проекты в таких сферах, как инфраструктура, энергетика, сельское хозяйство и туризм.
Чтобы многократно усилить финансовые возможности фонда, узбекская сторона инициировала принятие специальной Программы сотрудничества с ведущими международными и национальными финансовыми институтами, такими как Исламский банк развития, ЕБРР и другие. Такая синергия позволит привлекать долгосрочные и льготные кредитные линии, совместно финансировать капиталоемкие проекты и внедрять лучшие мировые стандарты корпоративного управления. Этот шаг превращает Тюркский инвестиционный фонд из регионального инструмента в полноценного игрока на международной финансовой арене, способного реализовывать проекты любого масштаба.
Этот прагматичный и дальновидный подход к формированию финансовой архитектуры сотрудничества является залогом того, что все озвученные инициативы не останутся на бумаге, а будут успешно реализованы, принося реальную пользу народам тюркских стран. В современном мире экономическое лидерство все больше определяется способностью генерировать и внедрять инновации. В связи с этим, выдвинутая Президентом Узбекистана идея принятия «Дорожной карты по искусственному интеллекту и креативной экономике» является стратегически важной и своевременной. Эта инициатива направлена на объединение усилий тюркских стран в самых передовых отраслях, которые будут определять глобальную повестку в XXI веке.
Реализация этой дорожной карты позволит создать общую экосистему для развития IT-стартапов, совместных исследований в области ИИ и поддержки творческих индустрий. Для демонстрации достижений и потенциала в этих и других сферах, а также для укрепления деловых контактов, Шавкат Мирзиёев предложил провести в Узбекистане Международную выставку Тюркского мира. Такое масштабное мероприятие станет витриной технологических, промышленных и культурных успехов стран-участниц, привлечет инвесторов и туристов, а также даст мощный импульс развитию деловых и гуманитарных связей.
Эти инициативы наглядно показывают, что Узбекистан стремится строить будущее, основанное на знаниях, высоких технологиях и творческой энергии своих народов. Ташкент не просто предлагает догонять мировых лидеров, а формировать собственные центры компетенций и становиться одним из локомотивов глобального технологического прогресса, укрепляя тем самым экономический суверенитет и конкурентоспособность всего тюркского мира.
Фундаментом для технологического и экономического рывка, безусловно, является образование. Осознавая это как непреложную истину, Президент Шавкат Мирзиёев объявил о создании в Узбекистане Международного университета тюркских государств. Это не просто очередной вуз, а амбициозный проект, призванный стать главной интеллектуальной и научной площадкой для всего тюркского мира. Университет станет центром притяжения для талантливой молодежи, ведущих ученых и исследователей, обеспечивая подготовку высококвалифицированных кадров для самых востребованных отраслей экономики.
Планируется, что образовательный процесс будет строиться на основе учебных программ ведущих турецких университетов, входящих в топ-1000 мировых рейтингов. Это обеспечит высочайшее качество образования и признание дипломов на международном уровне. Создание такого мощного образовательного хаба в Узбекистане является стратегической инвестицией в человеческий капитал - самый ценный ресурс любой нации. Именно здесь, в аудиториях и лабораториях нового университета, будет формироваться будущая интеллектуальная элита, способная решать самые сложные задачи и обеспечивать процветание своих стран.
Этот шаг является ярким свидетельством того, что Узбекистан видит будущее сотрудничества не только в торговле и инвестициях, но и в совместном создании и распространении знаний, что закладывает самый прочный фундамент для долгосрочного единства. Наряду с созданием новых возможностей, современный мир несет и серьезные угрозы, требующие совместных и решительных действий. В этом контексте предложение Президента Узбекистана о разработке и принятии Плана действий по борьбе с экстремистской и радикальной идеологией приобретает особую актуальность. Эта инициатива направлена на защиту молодежи от влияния деструктивных сил и сохранение в обществе атмосферы толерантности и просвещенного ислама.
Принцип «Просвещение против невежества» становится ключевым в этой борьбе. План действий предполагает не только силовые методы, но и широкую просветительскую работу, продвижение гуманистических ценностей и укрепление духовных связей между братскими народами. Параллельно с этим была выдвинута и важная инициатива по экологическому просвещению молодежи. Проблемы изменения климата, нехватки водных ресурсов и деградации земель являются общими для всего региона, и их решение невозможно без формирования у подрастающего поколения бережного отношения к природе.
Эти две инициативы, касающиеся идеологической и экологической безопасности, демонстрируют комплексный и ответственный подход руководства Узбекистана к вопросам устойчивого развития. Они показывают, что страна заботится не только об экономическом росте, но и о формировании здорового, образованного и ответственного общества, способного противостоять современным вызовам и строить гармоничное будущее.
Прочный союз народов невозможен без глубокого уважения к общей истории и культурному наследию. Именно поэтому инициатива Президента Шавката Мирзиёева о проведении в 2026 году международной научной конференции «Творчество Низами Гянджеви и Алишера Навои в духовной жизни Тюркского мира» была встречена с огромным энтузиазмом. Эти два титана поэтической мысли являются общим достоянием и предметом гордости всех тюркских народов, а их творчество, пронизанное идеями гуманизма, дружбы и справедливости, и сегодня не теряет своей актуальности.
Проведение такого масштабного научного форума позволит не только глубже изучить бесценное литературное наследие великих поэтов, но и популяризировать его среди молодежи, укрепить общие духовно-нравственные основы. Это событие станет ярким символом культурного единства, которое служит нерушимым фундаментом для политического и экономического сближения. Оно в очередной раз продемонстрирует миру богатство и многообразие тюркской цивилизации, ее огромный вклад в сокровищницу мировой культуры.
Всесторонний анализ инициатив, выдвинутых Узбекистаном, позволяет сделать однозначный вывод: мы являемся свидетелями формирования нового центра силы - экономического, политического и культурного. Стратегия Президента Шавката Мирзиёева, основанная на реальных делах и подкрепленная конкретными, тщательно продуманными проектами, превращает Узбекистан в ключевого архитектора процветания и стабильности в огромном регионе. Открытость, прагматизм и нацеленность на результат - вот те принципы, которые определяют сегодня вектор развития «Нового Узбекистана» и всего тюркского мира.
Мурад Тешабаев,
корреспондент UPL.
корреспондент UPL.