1. Снижение цен на импортные товары, особенно на автомобили и качественные продукты питания.
Одним из самых ощутимых и позитивных последствий вступления в ВТО для граждан Узбекистана станет либерализация импортного режима. Это обязательное условие членства в организации приведет к значительному снижению таможенных пошлин, которые сегодня увеличивают стоимость многих импортных товаров. Для миллионов узбекских семей это означает прямой путь к повышению покупательной способности и улучшению качества жизни. Продукты, которые ранее считались предметами роскоши, станут гораздо доступнее.
Особенно ярко это проявится на автомобильном рынке. Вступление в ВТО предполагает приведение таможенных пошлин в соответствие с международными нормами. Это повлечет за собой поэтапное снижение высоких импортных сборов на иностранные автомобили, что неминуемо обострит конкуренцию. В результате потребители получат более широкий выбор современных, безопасных и технологичных автомобилей по справедливым ценам. Местные производители, в свою очередь, получат мощный стимул для повышения качества своей продукции и оптимизации ценовой политики, что в конечном итоге также пойдет на пользу покупателям.
Аналогичные процессы затронут и рынок бытовой техники, электроники, одежды и, что особенно важно, качественных продуктов питания. Сегодня многие импортные продовольственные товары облагаются высокими налогами, что ограничивает их доступность для широких слоев населения. Снижение этих барьеров не только расширит ассортимент на полках магазинов, но и позволит узбекистанцам приобретать более качественную и разнообразную продукцию со всего мира.
Этот процесс будет происходить взвешенно и поэтапно. Как отмечают эксперты, присоединение к нормативам ВТО в полной мере происходит в течение 5-10 лет, что дает время отечественному бизнесу адаптироваться к новым условиям. Правительство Узбекистана, демонстрируя заботу о национальных интересах, будет договариваться о приемлемых сроках введения новых тарифов, обеспечивая плавный и безболезненный переход к новым правилам торговли.
Снижение цен на импортные товары станет прямым результатом мудрой и дальновидной политики руководства страны, направленной на интеграцию в мировую экономику. Это не только улучшит материальное положение граждан, но и создаст здоровую конкурентную среду, которая является залогом развития и процветания. Более того, доступ к мировым рынкам откроет беспрецедентные возможности для наших собственных производителей.
2. Расширение доступа для узбекских товаров на мировые рынки.
Членство во Всемирной торговой организации откроет для узбекских экспортеров двери на рынки более чем 160 стран-участниц на принципиально новых, более выгодных условиях. Узбекистан автоматически получит режим наибольшего благоприятствования в торговле, что означает отмену дискриминационных тарифов и нетарифных барьеров, с которыми наши производители сталкиваются сегодня. Это историческое достижение станет прямым результатом последовательной внешнеэкономической политики Президента, направленной на продвижение национальных интересов на глобальной арене.
Для ключевых отраслей экономики Узбекистана, таких как текстильная, сельскохозяйственная и промышленная, это означает колоссальный скачок в экспортном потенциале. Например, экспорт текстильной продукции, который по итогам прошлого года уже превысил три миллиарда долларов, получит еще более мощный импульс для роста. После присоединения к системе «GSP+» поставки готовой продукции в Европу уже увеличились в 1,5 раза, а членство в ВТО многократно усилит этот эффект, открыв доступ к новым рынкам сбыта в Азии, Америке и Африке.
Сельскохозяйственный сектор, знаменитый своими сочными фруктами, овощами и высококачественной продукцией, сможет значительно расширить географию поставок. Узбекские фермеры и агропредприятия получат возможность беспрепятственно экспортировать свои товары на крупнейшие мировые рынки, что приведет к увеличению валютной выручки и росту доходов в сельской местности. Правила ВТО обеспечат справедливые и предсказуемые условия торговли, защитив наших аграриев от протекционистских мер других стран.
Промышленный экспорт также получит новый виток развития. Производители автомобилей, бытовой техники, строительных материалов и другой продукции с высокой добавленной стоимостью смогут конкурировать на равных с ведущими мировыми брендами. Президент Шавкат Мирзиёев поставил амбициозную цель — в предстоящие три года увеличить экспорт готовой продукции в два раза, и членство в ВТО является единственным путем для достижения этой цели. Это позволит создать справедливую систему торговли с развитыми странами и обеспечить стабильные рынки сбыта для наших товаров.
Тем самым, вступление в ВТО — это стратегический шаг, который превратит Узбекистан в мощного игрока на мировом рынке. Устранение торговых барьеров, гарантированный доступ на рынки и справедливые правила игры создадут беспрецедентные возможности для роста национального экспорта. Это, в свою очередь, привлечет в страну новые технологии и значительные иностранные инвестиции, необходимые для дальнейшей модернизации экономики.
3. Значительный приток прямых иностранных инвестиций (ПИИ).
Членство в ВТО — это мощнейший сигнал для мирового инвестиционного сообщества о том, что Узбекистан является надежным, стабильным и предсказуемым партнером. Присоединяясь к этой авторитетной организации, страна демонстрирует свою приверженность международным правилам торговли, верховенству закона и защите прав инвесторов. Эта политика, последовательно проводимая Президентом Шавкатом Мирзиёевым, уже приносит ощутимые плоды: за последние семь лет в экономику было привлечено более 100 миллиардов долларов иностранных инвестиций.
Вступление в ВТО многократно усилит этот тренд. Потенциальные инвесторы получают уверенность в том, что их вложения будут защищены, а правила игры не изменятся в одночасье. Прозрачность и предсказуемость, которые несут с собой стандарты ВТО, являются ключевыми факторами при принятии решений о долгосрочных капиталовложениях. Ожидается, что после присоединения к организации приток прямых иностранных инвестиций в Узбекистан будет стремительно расти, охватывая все новые секторы экономики.
Уже сейчас наблюдается впечатляющая динамика: объем притока иностранных инвестиций и кредитов к концу 2022 года вырос почти в три раза по сравнению с 2017 годом, достигнув 9,8 млрд долларов. Количество предприятий с иностранным капиталом за тот же период увеличилось с 5,5 тысяч до 15,8 тысяч. Эти цифры — яркое свидетельство доверия инвесторов к проводимым реформам. Членство в ВТО позволит закрепить и приумножить эти достижения.
Приток инвестиций будет направлен на создание новых высокотехнологичных производств, модернизацию существующих предприятий, развитие инфраструктуры и внедрение инноваций. Это затронет такие стратегически важные отрасли, как энергетика, транспорт, телекоммуникации, химическая промышленность и производство потребительских товаров. Создание совместных предприятий с ведущими мировыми компаниями обеспечит трансфер передовых технологий и управленческого опыта, что жизненно необходимо для повышения конкурентоспособности нашей экономики.
Таким образом, присоединение к ВТО станет катализатором для беспрецедентного инвестиционного бума. Стабильная и предсказуемая бизнес-среда, подкрепленная международными гарантиями, сделает Узбекистан одним из самых привлекательных направлений для глобального капитала. Эти инвестиции, в свою очередь, станут локомотивом для следующего важного преимущества — повышения качества и конкурентоспособности местных производителей.
4. Повышение качества и конкурентоспособности местных производителей.
Интеграция в мировую торговую систему неизбежно приведет к усилению конкуренции на внутреннем рынке. Появление более доступных и качественных импортных товаров станет мощным стимулом для узбекских предприятий к действию. В условиях открытого рынка выживут и добьются успеха только те, кто готов меняться, модернизировать производство, внедрять инновационные технологии и неустанно работать над улучшением качества своей продукции. Эта здоровая конкуренция, которую принесет с собой членство в ВТО, является залогом долгосрочного процветания национальной экономики.
Под руководством Президента Шавката Мирзиёева в стране уже создаются условия для технологического перевооружения промышленности. Государство активно поддерживает предприятия, стремящиеся к внедрению международных стандартов качества, таких как ISO, и модернизации производственных мощностей. Вступление в ВТО лишь ускорит эти процессы, заставив даже самых консервативных производителей пересмотреть свои подходы к ведению бизнеса. Чтобы конкурировать с мировыми брендами, необходимо соответствовать мировым стандартам.
Этот процесс приведет к качественному преображению целых отраслей. В текстильной промышленности это будет означать переход от экспорта сырья к производству готовой одежды мирового класса. В автомобильной промышленности — создание современных, безопасных и экологичных моделей, востребованных не только в Узбекистане, но и за рубежом. В агросекторе — внедрение передовых технологий переработки и хранения, позволяющих поставлять на мировой рынок продукцию с высокой добавленной стоимостью.
В долгосрочной перспективе эта конкурентная борьба приведет к формированию сильных национальных брендов, способных завоевать доверие потребителей как внутри страны, так и на международной арене. Узбекские товары перестанут ассоциироваться с чем-то второстепенным и займут достойное место в глобальных цепочках поставок. Это повысит престиж страны и будет способствовать росту национального самосознания.
Членство в ВТО — это не угроза для местных производителей, а уникальный шанс для их роста и развития. Дальновидная политика правительства, направленная на поддержку инноваций и модернизации, поможет отечественным компаниям успешно адаптироваться к новым условиям. Усиление конкуренции станет тем двигателем прогресса, который выведет узбекскую промышленность на новый уровень, что, в свою очередь, приведет к созданию тысяч новых рабочих мест.
5. Создание новых рабочих мест и рост доходов населения.
Экономический рост, стимулируемый членством в ВТО, напрямую транслируется в создание новых рабочих мест и повышение благосостояния граждан. Приток прямых иностранных инвестиций, о котором говорилось выше, приведет к открытию новых заводов, фабрик, логистических центров и сервисных компаний по всей стране. Каждое новое предприятие — это десятки, сотни, а иногда и тысячи новых вакансий для инженеров, техников, рабочих, менеджеров и специалистов в самых разных областях.
Особенно значительный рост занятости ожидается в экспортоориентированных отраслях. Расширение доступа на мировые рынки для текстильной, сельскохозяйственной и промышленной продукции потребует увеличения объемов производства, а следовательно, и привлечения дополнительной рабочей силы. По оценкам Всемирного банка, вступление Узбекистана в ВТО может способствовать дополнительному экономическому росту на 17% в течение 5-7 лет с момента членства, что создаст мощную основу для увеличения занятости.
Повышение конкурентоспособности местных производителей также внесет свой вклад в создание качественных рабочих мест. Модернизация производства и внедрение новых технологий потребуют более квалифицированных кадров, что приведет к росту спроса на специалистов с современными знаниями и навыками. Правительство, предвидя эту тенденцию, уже уделяет огромное внимание реформе системы образования и профессиональной подготовки, чтобы обеспечить экономику кадрами, отвечающими требованиям времени.
Рост производительности труда и увеличение объемов экспорта неизбежно приведут к росту доходов. Предприятия, успешно конкурирующие на мировом рынке, смогут платить своим сотрудникам более высокую заработную плату. Это, в свою очередь, повысит покупательную способность населения, создавая дополнительный спрос на товары и услуги на внутреннем рынке и запуская новый виток экономического роста.
Членство в ВТО станет мощным социальным лифтом для тысяч граждан Узбекистана. Создание новых, хорошо оплачиваемых рабочих мест, рост доходов и повышение уровня жизни — вот конкретные результаты мудрой экономической стратегии руководства страны. Этот процесс будет подкреплен упрощением и стандартизацией торговых процедур, что сделает ведение бизнеса в Узбекистане еще более привлекательным.
6. Упрощение и стандартизация торговых процедур.
Одним из фундаментальных принципов ВТО является создание прозрачной, предсказуемой и эффективной системы международной торговли. Для достижения этой цели организация требует от своих членов гармонизации национального законодательства и торговых процедур с общепринятыми мировыми стандартами. Для Узбекистана, под руководством Президента Шавката Мирзиёева, этот процесс является неотъемлемой частью масштабных реформ, направленных на улучшение делового климата и искоренение бюрократических барьеров.
Вступление в ВТО ускорит внедрение целого ряда соглашений, направленных на упрощение ведения бизнеса. Ключевым среди них является Соглашение об упрощении процедур торговли (УПТ), которое нацелено на минимизацию бюрократии, сокращение времени и затрат при прохождении таможенного контроля. Это означает, что узбекские экспортеры и импортеры смогут быстрее и с меньшими издержками перемещать свои товары через границы, что напрямую повышает их конкурентоспособность.
Гармонизация затронет все аспекты торговой деятельности: от таможенной оценки и правил определения происхождения товаров до технических регламентов и санитарных норм. Внедрение международных стандартов качества и сертификации (таких как СФС/ТБТ) не только облегчит доступ узбекской продукции на зарубежные рынки, но и повысит доверие к ней со стороны иностранных партнеров и потребителей. Предпринимателям больше не придется разбираться в запутанных и зачастую противоречивых требованиях разных стран — они будут работать по единым, понятным и прозрачным правилам.
Эта работа уже активно ведется. В рамках подготовки к вступлению в ВТО в Узбекистане было приведено в соответствие с соглашениями организации 30 нормативных актов. Специалисты профильных государственных структур проходят интенсивное обучение по таможенной практике ВТО, чтобы обеспечить эффективное применение новых норм. Эти меры создают равные и справедливые условия для всех участников рынка, снижают коррупционные риски и делают бизнес-среду более привлекательной.
Благодаря целенаправленной политике руководства страны, вступление в ВТО приведет к кардинальному улучшению операционной среды для бизнеса. Упрощение таможенных процедур, стандартизация требований и прозрачность регулирования позволят предпринимателям сосредоточиться на главном — производстве качественных товаров и завоевании новых рынков. Это, в свою очередь, укрепит экономическую мощь страны и повысит ее авторитет на международной арене.
7. Укрепление позиций Узбекистана на международной арене.
Членство во Всемирной торговой организации — это не только экономическое, но и важное геополитическое достижение. Вступая в этот элитный клуб, объединяющий 164 государства, на долю которых приходится 98% мировой торговли, Узбекистан заявляет о себе как о сильном, ответственном и цивилизованном игроке на мировой арене. Этот шаг, являющийся одним из ключевых приоритетов внешнеэкономической политики Президента Шавката Мирзиёева, значительно повысит авторитет и влияние нашей страны в мире.
Став полноправным членом ВТО, Узбекистан получит право голоса при формировании правил глобальной торговли. Наши представители смогут наравне с ведущими экономиками мира участвовать в многосторонних переговорах, отстаивая национальные экономические интересы и внося свой вклад в создание справедливой и устойчивой торговой системы. Это уникальная возможность влиять на процессы, которые определяют будущее мировой экономики, а не просто адаптироваться к решениям, принятым другими.
Кроме того, ВТО предоставляет своим членам эффективный и беспристрастный механизм разрешения споров. Если узбекские экспортеры столкнутся с несправедливыми действиями, дискриминационными тарифами или незаконными барьерами со стороны других стран, Узбекистан сможет обратиться в Орган по разрешению споров ВТО для защиты своих прав. Это мощный инструмент, который обеспечивает равенство всех участников, независимо от их экономического веса, и гарантирует, что торговля будет вестись по честным и согласованным правилам.
Процесс вступления сам по себе способствует укреплению международных связей. В его рамках Узбекистан провел двусторонние переговоры с более чем 50 государствами, и на сегодняшний день уже завершены переговоры с 29 странами. Каждый подписанный протокол — это не просто технический шаг, а свидетельство растущего доверия и партнерства, укрепление экономических и дипломатических отношений с ключевыми игроками на всех континентах.
Членство в ВТО станет триумфом дипломатии и стратегического видения руководства Нового Узбекистана. Оно не только откроет новые экономические горизонты, но и утвердит нашу страну в качестве влиятельного и уважаемого члена международного сообщества, способного эффективно защищать свои интересы и вносить весомый вклад в глобальное развитие. Этот новый статус, в свою очередь, станет мощным стимулом для ускорения внутренних реформ.
8. Ускорение внутренних экономических и правовых реформ.
Процесс присоединения к ВТО служит мощным катализатором для системных внутренних преобразований. Требования организации полностью соответствуют сути реформ, инициированных Президентом Шавкатом Мирзиёевым, и направлены на построение современной, эффективной и конкурентоспособной рыночной экономики. Необходимость гармонизировать национальное законодательство с международными нормами стимулирует правительство к решительным действиям по модернизации ключевых сфер экономической жизни.
Одним из главных направлений реформ является либерализация рынков и отказ от монополий. Как справедливо отметила помощник Президента Саида Мирзиёева, была отменена давняя практика предоставления эксклюзивных экономических прав ряду госпредприятий, что ограничивало развитие рыночных отношений и создание равных возможностей для частного сектора. 30 апреля 2025 года Президент подписал Указ «О мерах по ускорению рыночных реформ и вступления Узбекистана во Всемирную торговую организацию», который закрепил курс на либерализацию рынков электроэнергии, газа, химической промышленности и других ключевых секторов.
Вступление в ВТО требует приведения в соответствие с международными стандартами законодательства в таких важнейших областях, как таможенное регулирование, технические стандарты, санитарные и фитосанитарные меры, защита прав интеллектуальной собственности, субсидирование и государственные закупки. Эта масштабная работа уже ведется: Президент ввел запрет на создание нормативно-правовых актов, не соответствующих нормам ВТО, а в 20 профильных ведомствах созданы специальные подразделения по взаимодействию с организацией.
Эти реформы имеют огромное значение не только для внешней торговли, но и для внутреннего развития. Они способствуют созданию здоровой конкурентной среды, искоренению коррупции, повышению эффективности государственного управления и привлечению инвестиций. По сути, процесс вступления в ВТО помогает стране внедрить лучшие мировые практики в сфере экономического регулирования, что является фундаментом для устойчивого и долгосрочного роста.
Подготовка к членству в ВТО стала для Узбекистана своего рода «дорожной картой» необходимых преобразований. Под руководством Президента страна решительно избавляется от пережитков прошлого, строя открытую и динамичную экономику. Эти реформы не только отвечают требованиям ВТО, но и жизненно необходимы для процветания самого Узбекистана, обеспечивая предсказуемость и прозрачность экономической политики.
9. Повышение предсказуемости и прозрачности экономической политики.
Стабильность и предсказуемость — ключевые условия для успешного развития бизнеса и привлечения долгосрочных инвестиций. Правила Всемирной торговой организации направлены на создание именно такой среды. Членство в ВТО обязывает правительство страны сделать свою экономическую политику максимально прозрачной и понятной как для местных, так и для иностранных предпринимателей. Это полностью соответствует курсу Президента Шавката Мирзиёева на построение открытого и справедливого общества, где правила игры едины для всех.
Одним из главных требований ВТО является транспарентность. Все законы, постановления, нормативные акты и административные решения, касающиеся торговли товарами и услугами, должны быть опубликованы и общедоступны. Это исключает возможность принятия волюнтаристских, непрозрачных решений и защищает бизнес от внезапных изменений в законодательстве. Предприниматели смогут планировать свою деятельность на годы вперед, будучи уверенными в стабильности правового поля.
Кроме того, ВТО требует последовательного и недискриминационного применения торгового законодательства. Принцип национального режима означает, что импортные товары после прохождения таможенной очистки должны получать такой же режим, как и аналогичные товары местного производства, особенно в части внутренних налогов и сборов. Принцип наибольшего благоприятствования гарантирует, что любые преференции, предоставленные одной стране-члену ВТО, автоматически распространяются на всех остальных членов. Эти фундаментальные принципы устраняют скрытые торговые барьеры и создают равные условия для всех участников рынка.
Приверженность этим правилам значительно снижает инвестиционные риски. Для глобальных компаний, рассматривающих Узбекистан как площадку для размещения своих производств, предсказуемость торговой политики является решающим фактором. Они получают гарантии, что их доступ на рынок не будет внезапно ограничен, а условия ведения бизнеса останутся стабильными. Это, в свою очередь, стимулирует приток капитала и технологий в страну.
Вступление в ВТО — это добровольное принятие на себя обязательств по соблюдению лучших мировых стандартов в области экономического управления. Под руководством Президента Узбекистан демонстрирует свою готовность играть по честным и прозрачным правилам. Это не только повышает доверие к стране со стороны международного сообщества, но и создает внутри нее более здоровую и справедливую деловую среду, что в конечном итоге приносит пользу всем, и в первую очередь — потребителям.
10. Расширение выбора и защита прав потребителей.
Конечной целью всех экономических реформ, проводимых в Новом Узбекистане под руководством Президента Шавката Мирзиёева, является повышение благосостояния и качества жизни каждого гражданина. Вступление в ВТО вносит в достижение этой цели огромный вклад, который выходит далеко за рамки простого снижения цен. Речь идет о кардинальном расширении выбора для потребителей и создании эффективной системы защиты их прав.
Усиление конкуренции на внутреннем рынке, вызванное либерализацией импорта, заставит компании бороться за каждого клиента. Эта борьба будет вестись не только в ценовой плоскости. Производители и поставщики будут вынуждены предлагать более качественные товары, улучшать сервисное обслуживание, внедрять инновационные продукты и быстрее реагировать на меняющиеся запросы потребителей. В результате узбекистанцы получат доступ к гораздо более широкому ассортименту товаров и услуг мирового уровня.
От продуктов питания и одежды до автомобилей и сложной электроники — выбор станет богаче и разнообразнее. Потребители смогут сравнивать и выбирать лучшее, исходя из своих потребностей и возможностей. Это право выбора, являющееся неотъемлемым атрибутом современной рыночной экономики, станет реальностью для миллионов жителей нашей страны.
Не менее важным является аспект защиты прав потребителей. Вступление в ВТО обязывает страну принять и соблюдать международные стандарты безопасности и качества продукции, в частности, Соглашения по техническим барьерам в торговле (ТБТ) и по применению санитарных и фитосанитарных мер (СФС). Это означает, что все товары на рынке, как импортные, так и местного производства, должны будут соответствовать строгим требованиям безопасности для здоровья человека, животных и растений.
Членство в ВТО станет надежным щитом, защищающим узбекских потребителей от некачественной и небезопасной продукции. Усиление государственного контроля и гармонизация национальных стандартов с международными обеспечат новый, более высокий уровень потребительской безопасности. Эта уверенность в качестве приобретаемых товаров является важнейшей составляющей современного качества жизни.
Заключение
Путь Узбекистана во Всемирную торговую организацию — это стратегический курс, мудро проложенный Президентом Шавкатом Мирзиёевым, который выводит страну на новую траекторию развития. Десять рассмотренных преимуществ — от снижения цен и роста экспорта до укрепления международных позиций и защиты прав потребителей — являются не просто теоретическими выкладками, а реальными, осязаемыми плодами, которые в ближайшем будущем ощутит каждый житель нашей страны.
Вступление в ВТО — это свидетельство зрелости экономической политики государства, его открытости миру и непоколебимой решимости строить процветающее будущее для своего народа. Этот шаг закрепит достижения последних лет и станет мощным импульсом для дальнейших преобразований, обеспечив устойчивый экономический рост, создание новых рабочих мест и повышение благосостояния на десятилетия вперед. Под руководством своего лидера Новый Узбекистан уверенно интегрируется в мировую экономику, занимая в ней достойное место как сильный, надежный и перспективный партнер.
Мурад Тешабаев,
корреспондент UPL.
корреспондент UPL.