С поборами в школах необходимо бороться, — считает главный редактор UPL, Фахрулло Хамидуллаев.
В год по всему миру более 2 миллионов детей совершают суицид из-за унижения среди одноклассников. Статистика растет на 5 процентов ежегодно. Во всем мире существуют специальные центры, куда дети сообщают информацию о преподавателях, которые унижают их. Провинившихся учителей наказывают очень строго.
Редакция UPL провела опрос среди своих читателей по поводу поборов в школах страны. 95 процентов участников опроса отметили, что в школах Узбекистана существуют поборы. Всего в опросе приняли участие больше 1000 человек. Стоит отметить, что опрос продолжается и цифры растут.
Закончил школу в 2014 году. За 9 лет учебы ни раз был подвергнут унижению со стороны учителей и администрации за то, что не платил за школьный фонд. Наверное многие помнят, как одного из родителей избирали председателем родительского комитета и этот человек занимался сборами денег. Каждый месяц нам раздавали листочки, где было написано о наших "долгах". Нам строго твердили, чтобы мы передавали эти листочки родителям. Мои родители были не против оплачивать за школьный фонд, но я сам настаивал на том, что не нужно платить. С детства старался бороться за свои права. По урокам конституции знал, что среднее образование в Узбекистане бесплатное. Каждый раз, когда мне говорили, что я должен заплатить за фонд я отвечал, что ничего, никому не должен. В наше время собирали по 10 тысяч сумов в месяц с каждого ученика. В школе училось больше 1000 учеников. Нам и нашим родителям говорили, что собирают деньги на новый шкаф или на нужды класса, но ни разу за 9 лет я не увидел изменений в лучшую сторону в школе.
Сестренка учится в 7 классе. Она у меня с детства очень ранимая и мы стараемся сделать все, чтобы она жила в достатке. Ежемесячно мои родители оплачивают ее школьный фонд, для того, чтобы ее не поднимали перед всем классом и не унижали. В этом году нам сообщили, что каждый месяц учеба будет стоить 20 тысяч сумов. В школе учатся больше 1000 учеников. Давайте посчитаем в среднем деньги, которые мы платим за фонд. Разговаривая с родителями понял, что в среднем, в школах Ташкента в фонд собирают по 20 тысяч сумов. В школах учится минимум 500 человек. Получается, что за год в одной школе за счёт фонда набирается примерно 100 миллионов сумов. Также каждый год собирают деньги на ремонт школы. Родители платят, чтобы их дети учились в красивом здании и хорошо отремонтированных кабинетах. В среднем за ремонт собирается от 20 тысяч сумов с каждого ученика. Собранные средства 500 учеников достигают порядка 10 миллионов сумов. Самое интересное, что в школе либо не делают ремонт, либо делают очень некачественно. Куда уходят собранные миллионы?
Психологи отмечают, что если поднимать ребенка среди ровесников и подвергать его унижению, то ребенок становится закомплексованным. Уверен, что каждый ребенок хотя бы один раз был подвергнут унижению со стороны сотрудников школы. Как же неприятно слушать ребенку, когда среди всех ему говорят: "Почему твои родители не оплатили за фонд? Что у вас денег нет? ...". Эти слова ломают уверенность ребенка и среди одноклассников появляется мнение, что он малообеспеченный и дети начинают смотреть на него как на бедного.
Журналисты, чиновники, общественность и махалля целый год обсуждали форму в школах. Народ, очнитесь! Форма - это не самое главное в образовании. Почему телевизионщики ходят в школы и показывают нам короткие юбки детей и учителей, вместо того, чтобы показывать репортажи о поборах? Поборы - по сути это коррупция. Нам вечно твердят, что вот она одела короткое, вот он не постригся. И что? Почему нам не говорят о том, как члены администрации поднимают детей и просят у них деньги, почему не говорят о том, куда уходят 100 миллионов в год?
В ведущих странах мира нет формы в школах и это никак не мешает развитию образования. Да, конечно хорошо, когда есть правила и дети ходят чистые, красивые, но не нужно делать это самой большой проблемой в данной системе. Новое руководство министерства Народного образования никак не борется с этим явлением. Они также заняты агитацией формы. Вообще последний репортаж по ТВ, где показывают лица детей, которые провинились в дресс-коде- противодействует закону. Журналисты вторгаются в их личное пространство, показывая их без разрешения в эфире.
Пару лет назад один мальчик анонимно рассказал о том, что он не ходил в школу из-за того, что его каждый день унижали и требовали оплатить за фонд. Я смог уговорить его встретиться, и поговорив с ним пошел к нему в школу. Узнав о том, что я журналист, администрация начала говорить, что нет никакого фонда и дети зная, что получат по "бошке" также хором кричали, что никто ничего не собирает. Я попросил поговорить с детьми наедине и тогда дети признались, что их родители платят по 15 тысяч в месяц. Я обратился в правоохранительные органы и администрация была наказана, а ребенок смог ходить в школу.
Все мы помним, что нас заранее готовили к приходу комиссии и на вопрос, собирают ли деньги, мы все хором кричали "НЕТ". Детьми легко управлять, в этом и кроется вся беда. В самое нелегкое экономическое время народу сложно платить даже 15 тысяч в месяц, а если несколько детей, то сложность увеличивается в разы. Возможно пришло время начать борьбу против школьного фонда и остальных поборов?!
Фахрулло Хамидуллаев