В Узбекистане право на условно-досрочное освобождение не для всех?

В Узбекистане право на условно-досрочное освобождение не для всех?
После недавней статьи про то, что Сенат верховного совета Республики Узбекистан рассматривает возможность лишения права на условно-досрочное освобождение мошенников, которые не возместили материальный ущерб в полном объёме, наша редакция решила разобраться в данном вопросе и узнать как обстоят дела с этой процедурой на текущий момент.

Для начала мы разобрались на основании какого нормативно-правового документа регулируется право предоставления условно-досрочного освобождения осужденному лицу. Данное право регулируется статьёй 73 Уголовного Кодекса Республики Узбекистан:
Статья 73. Условно-досрочное освобождение от отбывания наказания
К лицам, осужденным к лишению свободы, направлению в дисциплинарную часть, ограничению по службе, ограничению свободы или исправительным работам, может быть применено условно-досрочное освобождение от отбывания наказания. Лицо может быть освобождено и от неисполненного дополнительного наказания.

Условно-досрочное освобождение от отбывания наказания может быть применено к осужденному при выполнении требований установленного режима для указанных в части первой настоящей статьи видов наказаний и добросовестном отношении к труду.

Условно-досрочное освобождение от наказания может быть применено после фактического отбытия осужденным:
а) не менее одной трети срока наказания, назначенного судом за преступление, не представляющее большой общественной опасности, или менее тяжкое преступление;
б) не менее половины срока наказания, назначенного судом за тяжкое преступление, а также умышленное преступление, если лицо ранее осуждалось к лишению свободы за умышленное преступление;
в) не менее двух третей срока наказания, назначенного судом за особо тяжкое преступление, а также лицу, ранее условно-досрочно освобождавшемуся от наказания или которому наказание было заменено более мягким и совершившему новое умышленное преступление в течение неотбытой части наказания.

Условно-досрочное освобождение от наказания не применяется к:
а) лицу, осужденному к пожизненному или длительному сроку лишения свободы;
б) особо опасному рецидивисту;
в) организатору, участникам организованной группы или преступного сообщества;
г) лицу, осужденному за умышленное убийство при отягчающих обстоятельствах, изнасилование или насильственное удовлетворение половой потребности в противоестественной форме в отношении потерпевшего, заведомо для виновного, не достигшего четырнадцати лет, преступления против Республики Узбекистан, мира и безопасности человечества, контрабанду ядерного, химического, биологического и других видов оружия массового уничтожения, материалов и оборудования, которые заведомо могут быть использованы при его создании.

В случае совершения лицом, к которому было применено условно-досрочное освобождение, в течение неотбытой части наказания нового умышленного преступления, суд назначает ему наказание по правилам, предусмотренным статьей 60 настоящего Кодекса.


Исходя из данной статьи уголовного кодекса, стоит отметить, что непогашение суммы материального ущерба, которое повлекло за собой преступное деяние, не может служить причиной отказа в получении права на условно-досрочное освобождение.

Кроме того, мы провели беседу с несколькими осужденными, которые приговорены судом к исправительным работам. Из разговора с ними, нам стало известно, что практика лишения права на условно-досрочное освобождение, при непогашенной сумме ущерба, уже применяется с 2021 года и только для осужденных города Ташкента, независимо от уголовной статьи, согласно которой осужденный отбывает наказание. В других областях Республики, в том числе и Ташкентской области, даже при наличии непогашенной суммы материального ущерба, право на условно-досрочное освобождение остаётся за осужденным, который попадает под действие статьи 73 Уголовного Кодекса Республики Узбекистан.

На каком основании отказывают в праве на условно-досрочное освобождение осужденным города Ташкента неизвестно. Осужденные говорят, что им только сообщают о каком-то приказе Прокурора города Ташкента, на основании которого запрещено передавать дела в суд, для применения к ним действия статьи 73 УК РУз, при имеющейся у них непогашенной сумме материального ущерба и они обязаны отбывать своё наказание до конца срока.

Всем известно, что у законодательных актов имеется своя "субординация" и документ ниже уровнем не имеет силы и право на внесение изменений в вышестоящий, по статусу, документ. Чтобы вам стало понятнее, проведём аналогию. Возьмём за пример льготу по НДС при импорте и реализации картофеля. Для начала законопроект утверждается в Сенате, после чего Кабинет Министров подписывает Постановление. Далее Президент, на основании Постановления Кабинета Министров подписывает Закон Республики Узбекистан для внесения изменений в Налоговый Кодекс Узбекистана и только после этого льгота применяется на основании одной из статей Налогового Кодекса. То есть, отсюда следует, что таким образом вносят изменения в вышестоящий по статусу документ, который и является регулятором данной процедуры.

Правомерность использования приказа Прокурора города Ташкент, в данном вопросе, сомнительна.

Также выяснилось, что из отрицательных факторов отсутствия условно-досрочного освобождения является также отсутствие полноценной платёжеспособности осужденного, которая повлияет на быстроту погашения суммы материального ущерба. Если осужденный отбывает своё наказание в местах лишения свободы, то заработные платы там очень низкие, а если осужденный отбывает своё наказание в виде исправительных работ, то часть своей заработной платы он выплачивает государству, согласно процентной ставке, установленной определением суда. Данная сумма не идёт в счёт погашения материального ущерба, а просто отходит в бюджет государства. Бюро Принудительного Исполнения, согласно Законодательства Республики Узбекистан, имеют право удерживать только 50% из заработной платы должника, а при наличии у него исправительных работ они должны учитывать и суммы процентов, которую осужденный выплачивает государству. К примеру, если суд определяет размер отчислений, в бюджет, в размере 20%, то это означает, что БПИ сможет удерживать лишь 30%, пока осужденный находится на исправительных работах.

Отсюда можно сделать вывод, что ускорить погашение материального ущерба, данная мера, вряд ли поможет.

На основании данной статьи, мы направим запрос в Министерство Юстиции Республики Узбекистан для получения правовой оценки данной ситуации согласно законодательства Узбекистана и исходя из их ответа попробуем разобраться в данной ситуации дальше.
Комментарии
  1. Добрый циник
    3 мая 2022 20:25
    Вы это объясните родителям студента убитого, убийца которого сейчас не отбывает наказание, а продолжает жить с "золотой молодёжью" и наслаждаться всеми благами... Грош цена законам, пока такое будет в практике постоянно.
  2. Эйтан
    3 мая 2022 17:31
    За счет зарплаты мешенник ущерб в размере 100 миллионов призарплате 4 миллиона даже если удерживать 50 процентов от зарплаты будет возмещать пять лет. А если ущерб один миллиард то 50 лет. Не освобождать мошенников до погашения ущерба абсолютно правильная мера. Имеется виду погашение не за счет удержания с зарпалаты. Что будет являться деньги беспроцеетного займа по ыакту а возврат присвоенных средств. И теперь вопрос автору статьи при чем тут минюст?
    1. Гость
      3 мая 2022 18:10
      Эйтан,
      Правильно, не освобождать без погашения.И так смягчили по мошенничеству,если погашает то и срок не дают,вот и все больше их и развелось
  3. Ворчун
    3 мая 2022 17:30
    как будто закон у нас соблюдается
  4. Маугли
    3 мая 2022 16:33
    Кто как хочет как может цитирует и использует законы и постановления
  5. Народ
    3 мая 2022 15:48
    Короче, Закон стал для некоторых как туалетная бумага, что хотят, то и делают, как хотят, так и трактуют, главное бабло на всем сделать, а на справедливость на плевать!
  6. SILVER
    3 мая 2022 15:10
    Молодцы UPL по больше таких статей для усовершенствования провавых знаний читателей....
  7. Гость
    3 мая 2022 13:47
    Все кто причастны к коррупции, аоровству особенно в МНО в областях и по гелигиозным радикальным убеждениям,педофилы,убийцы должны
    сидеть долго.
    1. Дони
      3 мая 2022 15:04
      Гость,
      В точку!!!!
  8. Nayka
    3 мая 2022 13:21
    Деньги есть выйдет, нету возможности заплатить дальше сиди, им только деньги подавай
  9. Писец
    3 мая 2022 13:09
    Блин, лучше бы Конституцию так цитировали, чтобы чиновники ЗНАЛИ, что они ДОЛЖНОСТНЫЕ ЛИЦА (от слова ДОЛЖНЫ и ОБЯЗАНЫ), а не цари и боги. А заодно и население будет знать, что у них не только обязанности есть, но и ПРАВА...
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 30 дней со дня публикации.
Последние новости

Страны ЦА продолжают испытывать давление внешних сил

В ходе XII международной встречи высоких представителей, курирующих вопросы безопасности, секретарь Совета безопасности при президенте Узбекистана
Вчера, 21:02 3

ООН заявляет о начале глобального голода

Согласно последнему докладу Организации Объединенных Наций, проблема голода в мире продолжает обостряться, достигая тревожных масштабов. В 2023 году
Вчера, 21:00 2

В Узбекистане с 2025 года разрешили онлайн-деятельность букмекерских контор

Принят Указ Президента "О мерах по совершенствованию регулирования организации и проведения лотерей и игр, основанных на риске" - сообщает
Вчера, 20:30

В Ташкенте мошенник за взятку пообещал помочь с получением льготного кредита на 2 млрд сумов

Задержан мошенник — сообщает пресс-служба Департамента при Генеральной Прокуратуре. Сотрудниками Мирзо-Улугбекского районного Управления Департамента
Вчера, 20:06

В Ташкенте и Ташкентской области сотрудники СГБ изъяли из оборота десятки тысяч фальшивых долларов

Пресечён оборот фальшивых денежных средств — сообщает пресс-служба СГБ. В частности, в Ташкенте были задержаны двое жителей столицы, 1994 и 2002 года
Вчера, 19:52