С текущего учебного года (2023/2024) в Узбекистане теоретические знания и практические навыки студентов бакалавриата, магистратуры и клинической ординатуры будут оцениваться без человеческого вмешательства, с помощью роботов-симуляторов. Об этом сообщила пресс-служба Министерства здравоохранения Республики Узбекистан.
В сообщении ведомства отмечается, что в настоящее время в учреждениях ведется установка необходимого оборудования. C 2024/2025 учебного года во всех государственных и негосударственных медицинских высших учебных заведениях будет внедрена двухэтапная система государственных экзаменов. На первом этапе студенты будут сдавать итоговые государственные экзамены по фундаментальным дисциплинам, на втором — по клиническим дисциплинам.
Студентам разрешат работать врачами, если они сдадут клинические экзамены. Организация приема дважды в год в клиническую ординатуру и интернатуру является дополнительной возможностью для претендентов.
Кроме того, кафедрам хирургии, кардиологии, стоматологии, терапии и другим направлениям государственных медицинских высших учебных заведений разрешается создавать учебно-клинические базы в развитых частных многопрофильных медицинских учреждениях.
Внедрение роботов-симулянтов в процесс обучения и экзаменов будущих врачей имеет ряд преимуществ и целей. Роботы-симулянты могут использоваться для тренировки студентов врачебного искусства без риска для жизни и здоровья реальных пациентов. Это позволяет студентам освоить навыки и приобрести опыт в контролируемой среде.
Роботы-симулянты могут быть программированы для предоставления одинаковых условий и сценариев для всех студентов, что обеспечивает более объективную оценку и сравнение их навыков. Оценка, проводимая роботами-симулянтами, может быть более объективной, так как она основана на заранее заданных критериях и алгоритмах, и не подвержена субъективным предпочтениям или ошибкам человека.
Оценка без человеческого вмешательства может быть более эффективной и быстрой, так как нет необходимости в присутствии и участии человека в процессе оценки. Однако, следует отметить, что использование роботов-симулянтов не должно заменять практику на реальных пациентах. Оно должно служить дополнением к традиционному обучению и позволять студентам развивать и улучшать свои навыки перед работой с реальными пациентами.