Властные структуры Ташкента объявили о своих намерениях по решению актуальной проблемы - скручивающих город в пробках. Министерство транспорта сообщило о своих планах, направленных на устранение дорожных заторов.
Согласно предоставленным данным, ежедневно в Ташкент въезжает от 160 до 220 тысяч автомобилей, а общее число автотранспортных средств, двигающихся по дорогам города в течение дня, достигает около 900 тысяч машин. Этот объем превышает проектную пропускную способность дорожной инфраструктуры более чем в два раза.
Несколько ключевых статистических фактов о городе следующие:
- Население Ташкента составляет пять миллионов человек (включая трех миллионов постоянных резидентов, 1.5 миллиона ежедневных посетителей и полмиллиона временных проживающих).
- Год от года численность населения увеличивается на 100 тысяч человек.
- Зарегистрировано 760 тысяч автотранспортных средств, и этот показатель увеличивается на 76 тысяч единиц ежегодно.
- Основные дорожные магистрали с постоянным движением протяженностью 470 км рассчитаны на обслуживание 380-400 тысяч автотранспортных средств.
Ежедневная потребность горожан оценивается в девяти миллионах поездок-передвижений. Из них три миллиона – это пешеходные передвижения, а оставшиеся шесть миллионов – передвижения на транспорте. Из этой шестимиллионной категории, 25% представлены автобусами, метро и микроавтобусами, в то время как остальные 4.5 миллиона поездок осуществляются на миллионе частных автотранспортных средств (включая 760 тысяч постоянных пассажиров и 240 тысяч ежедневных прибывающих).
Вышеуказанные факторы, в совокупности с неэффективным управлением дорожными работами и потоками транспорта, вызывают серьезные проблемы, такие как снижение скорости движения в пробках до 7 км/ч, удвоение времени, проводимого в пути по сравнению с несколькими годами назад, а также экономические потери и вред окружающей среде, обусловленные избыточным расходом топлива и выбросами вредных газов со стороны замедленных автотранспортных средств.
С мировой практикой сравнения, удовлетворение потребностей населения в ежедневном передвижении возможно благодаря внедрению качественной, удобной, безопасной и привлекательной системы общественного транспорта. Для этой цели важно развивать систему общественного транспорта, двигающегося с устойчивой скоростью и предлагать удобную маршрутную сетку, а также создавать инфраструктуру "одного шага" до мест массового скопления людей.
Министерство транспорта предлагает следующие шаги для улучшения текущей ситуации:
Во-первых, разработана транспортная макромодель Ташкента, которая позволяет оценить распределение потоков и нагрузку на дорожную инфраструктуру. В настоящее время эта модель настраивается при участии экспертов, привлеченных средствами Всемирного банка, и ожидается, что работы будут завершены к ноябрю.
Во-вторых, с целью эффективного использования обновленных автобусов общественного транспорта и улучшения предоставляемых услуг горожанам, проводится работа по постоянному совершенствованию автобусной маршрутной сети. На определенных участках дорог общей протяженностью 44 км созданы отдельные автобусные полосы, что позволяет проводить 16 тысяч автобусных перевозок ежедневно и сэкономить до 100 тысяч часов времени для 600 тысяч пассажиров в сутки.
В- третьих, на ключевых улицах с постоянным движением, общей протяженностью 472 км, проводятся комплексные меры, включая приоритет движения общественного транспорта, создание удобной и безопасной инфраструктуры для остановок и пешеходов, а также внедрение системы эффективного скоординированного управления транспортными потоками с использованием умных светофоров.
Помимо этого, предусмотрены следующие мероприятия:
- Внедрение коротких автобусных маршрутов с привлекательными тарифами для облегчения пересадок.
- Введение прямых магистральных автобусных маршрутов на проспектах для сокращения времени в пути.
- Создание безопасной инфраструктуры для пешеходов на перекрестках маршрутов и автомагистралях.
- Усовершенствование системы скоординированного управления светофорами на основе коридорного принципа. Первоочередными участками для этой работы являются улицы А. Тимура, Шахрисабз, Ш. Руставели, Новые Сергели, Бабура, Самарканд-Дарваза, Кокча-Дарваза, Бешайрагач и другие, общей протяженностью 125 км.
- Ограничение движения грузового транспорта в городе и переориентация его движения на кольцевые маршруты, а также четкое определение времени и маршрутов движения грузового транспорта внутри города.
- Строительство мостов и путепроводов для соединения районов над каналами, перекрестков автомобильных и железнодорожных дорог, а также в районах с высокой транспортной зависимостью.
Хокимият Ташкента предпринимает широкий спектр мер, направленных на решение проблемы пробок в городе, включая развитие общественного транспорта, улучшение инфраструктуры и управления транспортными потоками, а также ограничение грузового транспорта в центре города. Все эти меры нацелены на улучшение жизни горожан и снижение негативных экологических последствий. Остается надеяться, что планы будут успешно внедрены и принесут ожидаемые результаты.