В Узбекистане провели опрос среди родителей, который выявил тревожную тенденцию: многие школьники пропускают занятия из-за необходимости работать. Результаты опроса, опубликованные Институтом макроэкономических и региональных исследований (ИМРИ), указывают на то, что эта проблема становится все более распространенной в республике.
Согласно опросу, главной причиной пропуска уроков школьниками являются болезни. Этот фактор назвали 75,4% опрошенных родителей. Однако на втором месте оказалась помощь родителям в работе - о ней упомянули 8,9% респондентов. Эта цифра вызывает озабоченность, так как указывает на то, что значительное число детей в Узбекистане вынуждены совмещать учебу с трудовой деятельностью.
Еще одной интересной тенденцией, выявленной опросом, является то, что 3,1% школьников пропускают занятия, потому что сидят дома с младшими братьями и сестрами в возрасте до 6 лет. Это может указывать на недостаточную доступность дошкольного образования или услуг по уходу за детьми в некоторых регионах страны.
Кроме того, опрос ИМРИ показал, что 1,1% детей не могут посещать школу из-за финансовых трудностей, в то время как 1,7% занимаются с частными репетиторами. Еще 8,5% родителей не знают или не указали причину непосещения детьми школы.
Данные ИМРИ также свидетельствуют о снижении посещаемости школ в Узбекистане. В 2022 году средний показатель посещаемости по стране составлял 83,8%, но уже в 2023 году он упал до 82,5%.
Самые низкие показатели посещаемости наблюдаются в столице Ташкенте (57,8%) и в Джизакской (76,9%), Ташкентской (75,8%) и Ферганской (79,8%) областях. В то же время, выше среднего значение этого показателя в Бухарской (89,1%), Сурхандарьинской (88,3%) и Кашкадарьинской (88,2%) областях.
Исследование ИМРИ также выявило, что среди учащихся начальных классов самые низкие показатели посещаемости уроков наблюдались на занятиях по узбекскому языку и математике. У учеников средних классов наименее посещаемыми были уроки узбекского языка, информатики, литературы и английского языка, а у старшеклассников - узбекского языка, информатики, алгебры и английского языка.
Стоит отметить, что Узбекистан показал низкие результаты в международном тестировании PISA по математике, чтению и естественным наукам среди 15-летних школьников. Эта программа оценивает образовательные достижения учащихся в странах Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР).