В минувшее воскресенье гроза в Ташкенте стала причиной задержки и перенаправления нескольких авиарейсов. В связи с неблагоприятными погодными условиями (дождь, гроза в районе аэропорта) в столичном аэропорту были временно ограничены приём и выпуск воздушных судов.
Специалисты инспекции безопасности полетов Uzbekistan Airports рассказали, чем грозы и молнии опасны для самолётов.
• Сильная турбулентность: в грозовых облаках самолёты могут попасть в зоны интенсивной турбулентности, вызывающей сильную болтанку и перегрузки, превышающие допустимые значения.
• Обледенение: на высотах, где температура ниже 0°C, возможно образование льда на поверхности самолёта, что может негативно влиять на его управляемость.
• Прямое попадание молнии: молния представляет собой серьёзную угрозу для электроники самолёта, мощный разряд может вывести из строя навигационные системы, радиосвязь и другие приборы.
• Сильные ливни: интенсивные осадки могут снизить видимость для пилотов и сделать взлёт и посадку более сложными.
Современные самолёты хорошо защищены от этих угроз. В них есть статические разрядники, по которым электричество «стекает» с самолёта, дабы уменьшить электризацию, и, к счастью, любая система в случае её выхода из строя имеет дублирование. Корпус салона и кабины пилотов защищены экранами и не связаны электрически с обшивкой. Поэтому в случае попадания молнии, пассажиры и экипаж остаются невредимыми, хотя возможно наблюдение вспышки или слышимость звука снаружи.
Несмотря на защитные меры, турбулентность может доставить дискомфорт пассажирам. В ней и заключается главная опасность во время грозы. Далеко не каждый сумеет сохранить самообладание, когда в воздухе самолёт начинает трясти и подкидывать из стороны в сторону. Это физическое свойство атмосферы, в которой постоянно изменяются давление, температура, направление и скорость ветра. Из-за этого воздушные массы становятся неоднородными по составу и плотности. И когда самолёт проходит через них с очень большой скоростью, в салоне создаётся вибрация, которая и вызывает неприятные ощущения. Сильная болтанка вызывает неприятные ощущения, но крайне маловероятно, что она может привести к катастрофе.
Важно, что каждые полгода авиационные специалисты изучают особенности эксплуатации новой техники в осенне-зимний период (обледенение, снега, скользкие полосы, ветра при скользких полосах) и весенне-летний (грозы, сильные ветра, эксплуатация техники в жарких странах)
Кроме того, согласно правилам полётов в воздушном пространстве Республики Узбекистан, при обнаружении опасных метеоявлений на маршруте, командир воздушного судна обязан сообщить об этом диспетчеру и предпринять меры для их обхода. Если обход грозы невозможен, самолёт должен вернуться в аэропорт вылета или совершить посадку на ближайшем запасном аэродроме.