Кабинет Министров Республики Узбекистан утвердил ряд поправок к Правилам дорожного движения, направленных на повышение безопасности на дорогах, в том числе регулирующих использование электросамокатов, скутеров и других средств индивидуальной мобильности (СИМ).
Новые правила устанавливают чёткие определения для различных типов транспортных средств. Так, к скутерам теперь относятся транспортные средства с конструктивной скоростью от 25 до 50 км/ч, оснащенные электродвигателем мощностью от 0,25 до 4 кВт и имеющие два, три или четыре колеса. Аналогичные по характеристикам трициклы и квадрициклы также приравниваются к скутерам. Управление скутером, как и ранее, обязывает водителя использовать мотошлем.
Электромотоциклы определяются как транспортные средства с конструкционной скоростью от 50 км/ч, оснащенные электродвигателем мощностью свыше 4 кВт и имеющие два, три или четыре колеса.
К средствам индивидуальной мобильности (СИМ) относятся транспортные средства с одним или несколькими колесами (роликами), оснащенные двигателем или двигателями, предназначенные для индивидуального передвижения. В эту категорию входят электросамокаты, электроскейтборды, сигвеи, унициклы, моноколеса и другие аналогичные устройства.
Согласно поправкам, лицам младше 14 лет запрещается управлять СИМ, за исключением случаев использования на закрытых территориях. Запрещается также езда с пассажиром на одном СИМ, за исключением велосипедов, оборудованных детскими креслами для перевозки детей до 7 лет.
Кроме того, управлять СИМ запрещается в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, под воздействием психотропных или сильнодействующих веществ, в состоянии усталости или болезни, которые могут угрожать безопасности дорожного движения.
Постановлением вводятся и другие ограничения, касающиеся использования СИМ:
- Запрещается проезд по проезжей части, в том числе по пешеходным переходам (за исключением движения по велосипедным полосам).
- Запрещается буксировка одного или нескольких СИМ.
- Запрещается управление СИМ с неисправной тормозной системой, рулевым управлением, звуковым сигналом, а также фарами или фонарями, не работающими в темное время суток или при ограниченной видимости.
- Во время движения на СИМ необходимо держаться за руль двумя руками. Использование телефона во время движения запрещено.
СИМ должны быть оборудованы фарой или фонарем, тормозом, звуковым сигналом, а также светоотражателями: белыми спереди, красными или оранжевыми по бокам и красными сзади.
Лицам, управляющим электросамокатами и другими СИМ, предписано строго соблюдать ПДД, передвигаться по тротуарам, пешеходным переходам, пешеходным и велосипедным дорожкам со скоростью не более 10 км/ч. При отсутствии таковых, движение разрешено по правой стороне проезжей части со скоростью не более 20 км/ч. При этом необходимо уступать дорогу другим участникам движения при выезде из жилой зоны и следовать направлению движения других транспортных средств.
Введение новых правил вызвало общественный резонанс. Некоторые блогеры, в частности авторы Telegram-каналов отмечают необходимость регулирования движения СИМ, однако выражают опасения, что новые правила могут ущемить права пешеходов, учитывая и без того загруженность тротуаров.
Хидиров предлагает рассмотреть возможность выделения отдельных полос для движения велосипедов и СИМ за счет проезжей части, а также категорически запретить движение скутеров на бульварах, в парках и вдоль каналов, где высока вероятность наезда на пешеходов.
Вопрос о том, как новые правила повлияют на безопасность дорожного движения и комфорт пешеходов в Узбекистане, пока остается открытым.