За последние восемь лет в Узбекистане наблюдается устойчивая тенденция сокращения количества печатных изданий и радиостанций. Об этом свидетельствуют данные, представленные в рамках Недели международных партнерских инициатив, прошедшей в Ташкенте на прошлой неделе.
Так, с 2016 года число газет в стране уменьшилось на 91 единицу, составив к текущему моменту 600 изданий. Аналогичная ситуация наблюдается и в радиовещании, где количество станций сократилось на 6 и достигло отметки в 29.
В то же время наблюдается стремительный рост сегмента онлайн-медиа. С 2016 по 2024 годы общее количество СМИ в Узбекистане увеличилось с 1514 до 2349. Значительный прирост зафиксирован в таких сегментах как интернет-издания (с 395 до 738), телевизионные каналы (с 65 до 89) и журналы (с 309 до 866). Кроме того, за указанный период в стране открылось 6 новых информационных агентств.
По словам директора Агентства информации и массовых коммуникаций (АИМК) Асаджона Ходжаева, сокращение количества газет и радиостанций обусловлено объективными факторами, связанными с развитием цифровых технологий.
«Сегодня информация стала более доступной и оперативной благодаря цифровым платформам. Это привело к снижению производственных затрат и ускорению процесса распространения информации», - отметил глава АИМК.
В качестве примера Асаджон Ходжаев привел сравнительный анализ затрат на производство печатных и электронных изданий. По его словам, расходы на выпуск одного номера газеты, включающие в себя затраты на бумагу, краску и другие материалы, значительно превышают затраты на создание и поддержание работы онлайн-издания.
«Именно поэтому печатные издания сталкиваются с серьезной конкуренцией со стороны цифровых медиа», - подчеркнул глава АИМК.
Вместе с тем, по мнению Асаджона Ходжаева, печатные издания не исчезнут полностью, сохранив свою нишу и лояльную аудиторию.
«У газет и журналов есть свои постоянные читатели, привыкшие к традиционному формату потребления информации. Вероятно, часть изданий перейдет в электронный формат, сократив периодичность выпуска печатных версий. Такая тенденция наблюдается во всем мире», - отметил глава АИМК.
Что касается радио, то, по словам Асаджона Ходжаева, сегодня радиостанции конкурируют не только друг с другом, но и с современными форматами онлайн-вещания, такими как подкасты и прямые трансляции в социальных сетях.
«Для создания качественного онлайн-контента не требуется больших ресурсов. Достаточно смартфона и доступа в интернет, чтобы вести прямые трансляции или создавать видеоролики. Современные технологии позволяют одному человеку выполнять функции целой команды», - заключил Асаджон Ходжаев.