>

В Узбекистане с этого года узбекский язык станет обязательным предметом на экзаменах

В Узбекистане с этого года узбекский язык станет обязательным предметом на экзаменах
С 2025 года выпускникам классов, где обучение ведется не на узбекском языке, также придется сдавать выпускной экзамен по государственному языку. Об этом сообщила министр дошкольного и школьного образования Хилола Умарова.

Экзамен станет обязательным для выпускников 9-х и 11-х классов. Данное изменение направлено на популяризацию государственного языка.

Стоит отметить, что ранее узбекский политик Алишер Кадыров выступал против выбора языка обучения родителями школьников. Кадыров отмечал, что родители выбирая иностранные языки, ущемляют права своих детей.
Интересное по теме:
Комментарии
  1. Эржан
    3 марта 2025 01:16
    А пофиг, пока в нашей стране есть такая фишка как "суперконтракт" все абсолютно пофиг, хоть узбекский хоть математика, физика химия, все пофиг. За бакшиш можно все в нашей удивительной стране, ОФИЦИАЛЬНО.
    Суперконтракты отмените хотя бы в медицинских учреждениях(хотя, чесс слово, не знаю есть там или нет).
  2. Qalqon
    1 марта 2025 20:21
    Я научился русскому языку (не идеально конечно) смотря телевизор, слушал много русских песен и читал книжки. У меня вообще не было русскоговорящих друзей и знакомых. Худога Шукур и я доволен собой. Прекрасно понимаю, нормально говорю и более менее пишу. Если есть желания, то и способы всегда найдутся. Люди которые жалуются насчёт узбекского языка, просто находят отмазки и глупые причины.
    1. Александр
      5 марта 2025 09:30
      Qalqon,
      Все верно! Если живёшь в Узбекистане- изволь знать язык страны, а не требовать от коренного населения знать твой язык
  3. Фаоильтиарна
    1 марта 2025 14:10
    Окончил школу в 2010м, экзамен по узбекскому языку был, но был чисто для галочки, учитель сама сливала нам ответы, чтобы мы подготовились. В школьное время учитель просто говорила нам "сидите тихо, а я вам оценки нарисую", а сама уходила чаи гонять. Дальше я пытался сам изучить язык по учебникам, что не увенчалось успехом. Сейчас работаю и на работе просто необходим узбекский язык, но вот незадача - я на нем говорю еле-еле и понимаю с трудом. На стажировку к нам прислали молодого пацана 18 лет, он свободно владеет как узбекским так и русским, он за месяц меня так полнатаскал, что я уже начал улавливать смысл и говорить простыми фразами с сильнейшим акцентом.
    Не мало кто заявляет, мол я не знаю языка своей родной страны из-за того, что я ее не уважаю. Но как мне его изучить если над моими попытками либо просто смеются, либо говорят что-то типа "русча гаплашинг, русчасида хам биламанку". Разговорный язык невозможно выучить по учебнику, это не английский.
    Почему я иду по улице и повсеместно вижу вывески с рекламой курсов английского, русского и даже арабского языка? Почему я ни разу не видел вывесок о курсах по узбекскому?
    А разжигатели межнациональных розней могут идти куда подальше. Мой прадед, русский мужик, воевал на великой отечественной бок о бок с узбеками, казахами и т.д. Не для того он жизнь отдал, чтобы потомки срались по таким мелочам
    1. Qalqon
      1 марта 2025 20:06
      Фаоильтиарна,
      Надо было с самого детства побольше общаться с обычными узбекскими ребятами, а не русскоговорящими. Если есть желание, то решение всегда найдется.
    2. Фаоильтиарна
      3 марта 2025 20:36
      Qalqon,
      У меня среди друзей как раз таки в основном узбеки, процентов 90)
    3. Активистка Аделя
      3 марта 2025 12:52
      Фаоильтиарна,
      Совершенно верно! А научиться можно, чаще общаться с коллегами и с соседями- узбеками. Даже вперемешку на русско- узбекском языке, в конце концов, многие узбеки сами так и разговаривают с употреблением многих русских слов, сильно и крепко прижившихся в речи " Калей, урток, нормальними ишларинг.. " Так что, всё хорошо. 👍
    4. Фаоильтиарна
      3 марта 2025 20:36
      Активистка Аделя,
      Вот на таком уровне и говорю примерно. На работе в охране есть мужик, он вот по-русски не говорит и не понимает, но мы с ним как-то даже общаемся. Бывают конечно моменты, когда между нами полное непонимание, в такие моменты подрубаю Гугл переводчик, попутно запоминая что-то новое
  4. АЛИ
    1 марта 2025 13:26
    Учебник по узбекскому языку 60х годов надо вернуть,там очень доходчиво излагаются все правила языка, произношение и легко усваивались учениками ,быстро адаптировались в разговорном процессе.Немного отредактировать и всё.Сейчас учебник создавался ради получения гонорара и впихивания своих нелепых стихотворений,творений,непонятного порядка изложения и правил изучения узбекского языка.Алишер Навои создал узбекский язык,надо включить его труды по этому вопросу,как он упорядочил узбекский язык и включить доходчивую известную литературу узбекского языка.
  5. Гость
    1 марта 2025 11:20
    Президент США Дональд Трамп, подписал указ ,по которому только единственно английский язык является государственным официальным языком США.
    Разумное адекватное правильное решение- в стране должен быть только один государственный официальный язык.
    1. Диля
      1 марта 2025 14:51
      Гость,
      Это дискриминация русскоязычного населения Америки
    2. Qalqon
      1 марта 2025 20:08
      Диля,
      Дададададдадаааададададададад, пускай посоль России предъявить ноту протеста.
    3. Гость
      1 марта 2025 22:32
      Диля,
      Да ты что? И много их там?
    4. ДОСВИДОС
      1 марта 2025 16:20
      Гость,
      В таком случае сотням тысяч наших соотечественников должны приехать на свою историческую родину.уровень их знания русского языка практически нулевой !!!
    5. 7890
      1 марта 2025 22:36
      ДОСВИДОС,
      Не понятен ход ваших мыслей-наши соотечественник должны вернуться из США, потому что их,, знание русского языка практически нулевой"?А зачем им русский в США?
    6. Водяра
      3 марта 2025 11:40
      ДОСВИДОС,
      А причем тут наши мигранты?Тебе лижь бы отметиться?Трамп не подписал указ о выдворении за незнания английского, а утвердил статус языка в законном порядке!
    7. Активистка Аделя
      3 марта 2025 12:53
      Гость,
      Не обязательно. В Швейцарии четыре гос . языка, и живут богато. Никто не пострадал.
  6. Бахтиер
    28 февраля 2025 21:47
    Комментарии все хорошие, печально то, что прожив всю свою жизнь в Узбекистане, некоторые так не могут пару слов сказать на узбекском, это неуважение к стране проживания, а слова про нехорошие учебники, учителей и т.д. Это простые отмазки, было бы желание….
    1. Сардобинское водохранилище
      1 марта 2025 14:43
      Бахтиер,
      Может быть это так, а может быть и не так, но может быть Вы знаете и можете конкретно что-то посоветовать типа как облегчить изучение в дружественной манере?
      Если бы я знал как, где и ссылку на программу , то обязательно дал бы этот материал.
    2. Qalqon
      1 марта 2025 20:17
      Сардобинское водохранилище,
      Да ты что?! Вот я научился русскому языку (не идеально конечно) смотря телевизор, слушал много русских песен и читал книжки. У меня вообще не было русскоговорящих друзей и знакомых. Худога Шукур и я доволен собой. Прекрасно понимаю, нормально говорю и более менее пишу. Если есть желания, то и способы всегда найдутся. Люди которые жалуются насчёт узбекского языка, просто находят отмазки и глупые причины.
    3. Активистка Аделя
      3 марта 2025 12:55
      Бахтиер,
      Нет, это не неуважение. Просто человек говорит на том языке, на котором привычнее. И раньше не было обязательных требований знать гос. язык.
    4. Али
      3 марта 2025 20:39
      Активистка Аделя, именно не уважение
    5. Активистка Аделя
      5 марта 2025 22:27
      Али,
      Не выдумывайте.
    6. Юсер
      5 марта 2025 14:29
      Бахтиер,
      Я родился в Ташкенте, узбекский знаю на уровне "юз доллар, нон, берин, майда, минг сум" и ещё немного в том же духе, я плачу налоги и ни кого не обсчитываю. Знаю многих, кто отлично знает узбекский язык, но ни разу в жизни не платил налоги и обманывает всех подряд. Кто из нас "проявляет неуважение к стране" ?
  7. Али
    28 февраля 2025 18:28
    Что переживаем? Тысячи узбекских граждан, получая гражданство РФ сдали экзамены по русскому языку, зная всего несколько слов и предложений! Так же и тысячи русскоязычных граждан РУз сдадут экзамен по узбекскому языку! Коррупция нам поможет!!!!!
  8. ARA
    28 февраля 2025 16:51
    Мы,школу заканчивая,уже тогда сдавали экзамен по государственному языку...разве это новость?
  9. Анвар
    28 февраля 2025 14:18
    Добрый день Всем !
    Однако)))). Вчитался в текст ..... Родители ущемляют права ребенка .....)))) . - это что ? Ка те права у ребенка до. Его совершеннолетия ? И вообще. Эта. Партия МТ. Или движение. Или как ещё. ..... Определить ? Когда. Какую мысль. Формулировать ?--- они. Думают? Сами. Учитываются? Соображают ? Как их формулировки воспримут ?
    Первое). Члены МТ - пройдите курсы текст ведения ! Прочтите. Литературу. - вчитываясь ! Не просто читая , а именно вчитываться! Научитесь. Ораторскому искусству , Говорить правильно , выражать мысли !
    Ну , реально. - бред несёте ! Ну, дали вам возможность быть публичным. , - тогда и соответствует статусу .
    Ну , смех же. , что не выступление - так. Волна. Критики , Ю Туб. Горит от мэмов .. то про язык. , то про газ. , то про школы. . . Где. Культура публичного человека ? Понимаю ! - свобода слова ! Язык есть. Есть ! Трибуна есть , говорю что хочу ! И без. Последствий ! Кто меня накажет ?
    Однако. Вы. ! Заранее всем. Угрозу выразили. - если кто Вас так или иначе. Оскорбит. Тут же на него в суд подадите !
    Где солидность ! Где авторитет ? Где. Образец. Образа. Настоящего Партийца ?!!!!!
    1. Андрей 777
      28 февраля 2025 21:44
      Анвар,
      Умничка. Супер комментарий, аж зачитался. Больше бы таких и как мы с вами .
    2. Гость
      28 февраля 2025 23:25
      Анвар,
      Следуй свему правилу-вчитывайся. Здесь нет партии МТ, это Хилола Умарова сказала.
    3. Каюм
      1 марта 2025 10:48
      Анвар,
      Вы правы. И ещё раз уже на это пошло, спрашивается,, где национальный алфавит.
  10. ТОЧНО
    28 февраля 2025 13:56
    Вот если за результат экзамена будут оцениваться еще и учителя - вот тогда будет справедливо. А то все эти новомодные СОРы и СОЧи - это не объективная оценка знаний, а какая-то сумбурная средняя посещений и баллов, которые на итоговых зачетах будто бы обнуляются. Получается, с учителей спроса нет, а раньше плохая успеваемость класса была прямым показателем профессионализма преподавателя. То есть нужно начинать не с усложнения тем и экзаменов, а с, все же, улучшения системы образования. Которая все еще, увы, в плачевном состоянии.
  11. Серж
    28 февраля 2025 12:40
    Как же много разжигателей межнациональной розни. Хорошо работают преспешники USAID.
    Народ, не клюйте на эти удочки. Фонд Сороса только и мечтает об этом.
  12. Узбек Ташкентский
    28 февраля 2025 11:58
    странно когда нормально относятся к тому что узбекам нужно знать русский и сдают экзамены что бы пускать в страну,

    а у нас видишь ли нельзя сдавать экзамены по Узбекскому в Узбекистане

    Наши будут учитывать это неравнество в подходах
    1. Посетитель
      28 февраля 2025 14:35
      Узбек Ташкентский,
      Незнаю , как сейчас , уже школьников нет . Когда училась , ещё в СССР , узбекский язык сдавали в школе . Мой сын , тоже сдавал узбекский язык в школе , уже при независимости . Непонятно в чём вопрос ?
    2. Золотой Ангел
      4 марта 2025 16:35
      Посетитель,
      Да этому русофобу "Узбеку Ташкенсткому" лишь бы чтото против русских выср...ть.Он как Кадиров-не за узбекское,а против всего русского!
  13. ееегкгт
    28 февраля 2025 11:12
    Плохо все это кончится очень плохо !
  14. Сардобинское водохранилище
    28 февраля 2025 10:27
    А тесты для экзамена разработали?
    Если да, заранее опубликуйте, не скрывайте.
  15. Узбек
    28 февраля 2025 09:44
    Знание сила , знание свет
    Незнание тьма, выхода нет
    Так было всегда, это как закон
    меняются правила, а закон нет.
  16. Валентина
    28 февраля 2025 09:25
    Вся проблема в том что педагоги не могут научить узбекскому языку в школе.потому что не правильно написаны учебники.Если бы учебники составлялись так же как для изучения английского языка то толку бы было больше.Зачастую в заданиях присутствуют слова которых нет в словаре.,грамматика опережает по значениям русский.и многое другое.Не надо никого винить.,надо обратить внимание на преподавание
    1. Гость
      1 марта 2025 07:36
      Валентина,
      Плохому танцору штаны мешают.
    2. Валентина
      1 марта 2025 16:00
      Гость,
      Это вы плохой танцор... Да, нет ХОРОШЕГО преподавания узбекского языка для русскоговорящих. Да, они уедут и правильно сделают. А ты, оставайся и сдавай экзамены... В Индии, к примеру, все учат английский и не заставляют других учить индийский. Потому что они знают, что нужнее.
    3. Гость
      1 марта 2025 22:24
      Валентина,
      У них английский государственный язык, потому что народы населяющие Индию напрочь не понимают друг друга.
    4. Водяра
      3 марта 2025 11:51
      Валентина,
      Если из за требования по сдаче экзамена по Гос.языку кто то собирается уезжать, то Ни кого у нас насильно не удерживают.Вольному воля, скатертью дорога!
    5. Али
      3 марта 2025 20:44
      Валентина, поторопимся, поторопимся…
  17. Ариф Метик
    28 февраля 2025 08:20
    В мире 73 страны имеют 2 и более государственных языка. В том числе и высокоразвитые Великобритания, Швейцария, Сингапур, Бельгия, Люксембург, Финляндия, Канада, Норвегия, Гонконг, Южная Корея и т.д. Почему нельзя у нас сделать русский вторым государственным, английский третьим государственным и сразу решить все межнациональные разногласия? И пусть каждый сам выбирает на каком языке учиться и развиваться, вот это реальная свобода выбора и демократия. Похоже, нас искусственно сталкивают друг с другом, чтобы разобщить народ и отвлечь от главных проблем - инфляции, дороговизны, коррупции и административного беспредела.
    1. Temur Malik
      28 февраля 2025 23:40
      Ариф Метик,
      Вот в РФ надо все языки автономных республик сделать государственными. А там пусть каждый сам выбирает ,какой язык ему учить . Демократия
  18. Эдик
    28 февраля 2025 08:06
    Ну и правильно сейчас язык незнаеш даже работать не даёт
  19. Правдолюб
    28 февраля 2025 07:53
    Идея поднять популярность узбекского языка великолепная, но, как всегда, выполнение подкачало. В школах учителя преподают как им захочется, чаще всего, очень слабо, сами узбеки его не знают на должном уровне. Казалось бы, логичнее открыть курсы по чисто символическим ценам, но нет, нужно напрягать детей и их родителей. Платить как за английский язык, чтобы выучить мало кто будет. Все будет по приципу- отвали. Будут сдавать на 2, все равно на 2 и 3 года не оставят
  20. Yangi Zamon
    28 февраля 2025 06:05
    Ладно экзамены все равно все зададут так либо по старому доброму стандарту 💵💵💵💸💰🎩
    А как дальше будут изучать научную литературу:высшию математику и физику,квантовую физику.Психогию,парапсихологию итд на гос языке? Ведь даже сами учителя затрудняются в правильном переводе научной литературы.😁
    1. Гость
      1 марта 2025 07:40
      Yangi Zamon
      На английском уважаемый,без языка посредника.. Английский это язык науки и цивилизации.
    2. Юсер
      5 марта 2025 14:34
      Гость,
      Так же как и Русский, если уж говорить про "языки науки и цивилизаций", и Китайский.
  21. Зейин
    28 февраля 2025 00:49
    Теперь уже очевидно, что моя родина, перестала быть мне родиной, из за того что я не знаю узбекский язык.
    1. Temur Malik
      28 февраля 2025 01:47
      Зейин,
      Скатертью дорожка
    2. Бобби Чарлтон
      28 февраля 2025 07:36
      Зейин, очень жаль что не любил свою Родину и не учил её язык. Если ты не уважал и не любил Родину как в родине будут тебя любить?
    3. Соня
      4 марта 2025 17:00
      Бобби Чарлтон,
      Я не знаю Узбекский, родившись в Узбекистане. Реальные деньги, квартиру, машину мне принесли знания Русского, Английского, математики, при этом любить Ташкент я не перестала. Пожалуйста требуйте больше знания гос.языка, поможет как ущемление меншинств если вдруг придётся просить убежище за границей. Спасибо
      Знание языка не показатель уважения или любви к стране. Уже все что можно засрали и продали и с идеальным знанием языка и без.
    4. Лингвист
      5 марта 2025 00:03
      Соня, а с чего меньшинства ущемляются? им никто не запрещает общаться меж собой на своем. Люди могут не знать госязык, но требовать от людей говорить с ними на иностранном языке не имеют права.
    5. Активистка Аделя
      5 марта 2025 22:45
      Бобби Чарлтон,
      Хватит нести ерунду. Любовь к родине заключается не в знании языка. Это гораздо широкое понимание. Вы, наверное, однопартийцы товарища Кадырова, сводите всё к языку, которым чесать горазды. Ни у кого из вас нет права принижать граждан Узбекистана другого этноса и национальности. Лучше помолчите, а то можете загреметь за провокацию и разжигание розни. И те, кто тут выпендривается как типо" истинный узбек" не лезьте со своими нравоучениями, и переубеждать меня не надо. Дома учите своих, но в рамках закона. А закон защищает любого гражданина Республики Узбекистан, независимо от национальности и вероисповедания, и языка.
    6. Я уехал
      28 февраля 2025 08:15
      Зейин,
      А что не выучишь? Кто не давал?
    7. Qalqon
      28 февраля 2025 10:20
      Зейин,
      Брат, я знаю русский язык (не идеально, конечно) и горжусь этим, но что мешает тебе гражданина Узбекистана знать узбекский язык?
    8. Старец
      28 февраля 2025 17:20
      Зейин, не, Родина всегда будет родной, наверное, просто возможно вас переведут в разряд неграмотных и всё. Быть неграмотным и не уметь писать - это же не преступление.
    9. Активистка Аделя
      5 марта 2025 22:34
      Зейин,
      Нет, ну что вы.. Разве дело только в знании языка.. Главное, чтобы вы чувствовали взаимосвязь с землёй, где родились и всё вам знакомо до каждого листика. А знание языка, наверное несколько слов вы всё равно знаете , хотя бы приветствие " Ассалом алейкум! ". Узбекистан всегда был многонационален и родина для всех, кто родился и вырос здесь !
  22. Диля
    28 февраля 2025 00:25
    Мне пишут, что я не так поняла, что только один экзамен по узбекскому языку добавляется. Но я прочитала оригинал указа и вот что я точно поняла, то что русский язык убирается из экзаменов, вместо него государственный язык добавляется.

    А ещё в самом низу в конце есть одна строчка в указе вот так выглядит:
    Ma’lumot uchun, 2025-yilidan boshlab taʼlim o‘zbek tilida olib borilmaydigan umumiy o‘rta ta’lim muassasalarining 11-sinf bitiruvchilari uchun ham Davlat tilidan yakuniy nazorat imtihonlarini topshirish majburiy bo‘lishi belgilanmoqda.

    Я скопировала и вставила в Гугл переводчик и вот что вышло:
    Для справки, с 2025 года определено, что выпускникам 11 классов общеобразовательных учреждений, где обучение ведется не на узбекском языке, будет обязательно сдавать выпускные контрольные экзамены на государственном языке.

    Что я не так поняла? Там речь не об одном экзамене, а во множественном числе. Или Гугл неправильно перевел?
    1. Гость
      28 февраля 2025 07:53
      Диля,
      Вот видишь как плохо не знать язык страны, где ты проживаешь. Там окончание -давлат тилиДАН, означает ПО государственном языку. Если бы было -тилиДА,(без Н) это было бы НА государственном языке.
    2. Диля
      28 февраля 2025 21:54
      Гость,
      Я родилась в Советском Союзе в 1983 году и мое детство прошло там и тогда государственный язык был русский. Потом в 90-е годы всё перевернули, но все равно никто нас не обучал новому государственному языку. А я по специальности преподаватель русского языка и литературы в школе Ташкента и мне совершенно не нужно для работы знать другие языки
    3. Филя
      28 февраля 2025 23:12
      Диля, а че такая вредная?
    4. Temur Malik
      28 февраля 2025 23:43
      Диля,
      Детишек жалко
    5. Гость
      1 марта 2025 07:46
      Диля,
      Не перевернули, а привели в соответствие с реалиями. Никто сейчас вас не заставляет учить узбекский язык,если обходитесь без знания гос языка.Но подстраиваться под вас тоже никто не будет. В конце концов можете нанимать переводчика, это ваше дело.
    6. Я уехал
      28 февраля 2025 08:19
      Диля,
      Учила бы язык и поняла. Не ленись читать на нем книги, сначала детские. А там написано "сдавать экзаменЫ ПО узбекскоиу языку."
  23. Гость
    27 февраля 2025 23:57
    Вызовите скорую, у СУМРАКА белая горячка, совсем белая, истерит и бредит, алё… скорая… 😆😆😆
    1. Сумрак
      28 февраля 2025 00:03
      Гость,
      Что правда глаза колет
    2. Гость
      28 февраля 2025 00:37
      Сумрак, ни куда не уходи, за тобой скорая выехала. 😁😁
  24. Алекс
    27 февраля 2025 23:25
    думаю это хорошо. У молодых людей мозг впитывает знания хорошо! Представьте знают два языка! И это минимум! Да им всюду дорога открыта будет. Здесь в Узбекистане такие люди нужны и в России нужны особенно. От гастарбайтеров Россия не сможет отказаться а переводчики там ой как нужны будут для организации производств. Хорошее начинание для всех диаспор живущих в Узбекистане! Поддерживаю открытие широких возможностей перед молодежью. Чуть больше труда но какой результат будет! Прекрасный результат!
  25. Диля
    27 февраля 2025 23:00
    Это ужасно. И так столько пердметов нужно сдавать. И еще добавили. Детям сложно будет сдавать столько экзаменов. Нужно сдавать экзамен только по тем языкам, которые пригодятся в будущем в работе. А это русский и можно английский
  26. Кочевник
    27 февраля 2025 22:48
    Это "палка о дву концах"!
    Государственный язык желательно знать всем.
    Но на экзаменах наверняка будут очень сложные задания по грамматике и литературе, которые большинству людей - ни к чему!
    Делайте экзамен, но разумно! Учитывая реальные потребности в этом
    1. Я уехал
      28 февраля 2025 08:21
      Кочевник,
      Слушайте, вы среди узбеков живёте, почему так сложно выучить? Вокруг практика.
    2. Камил Занавли
      28 февраля 2025 11:05
      Кочевник, я не против этого экзамена. Он должен не более, чем разговорного уровня.
  27. Гость
    27 февраля 2025 21:32
    В 1970 году мы НЕ СДАВАЛИ экзамен по узбекскому языку в 10 классе. И более того , НИКТО и НИКОГДА не спрашивал нацию. В классе были уйгуры , татары, корейцы, русские, немцы , казахи и ОДНА узбечка. У нас была физика, химия, алгебра , геометрия, литература , русский,английский, узбекский язык( 2 раза в неделю) , труд и ... сбор хлопка . Из нашего класса получили высшее образование 99% , а некоторые даже два . Своих внуков я обучаю по советским учебникам , иначе будут ( ненормативная лексика) .
    Сегодня программы НЕТ , есть вырванные из контекста фразы , стихи местных поэтов невозможно выучить , это не стихи , а набор слов без рифмы и смысла. Учебников НЕТ , распечатываем сами , но даже в них полно ошибок. Соч и Сор придумали два недоделанных профессора где-то в штате Юта , а внедрили нашим детям . С чего вдруг ? А пёс их знает, видно
    заплатили. В МДШО сидят люди рядом не стоявшие с педагогикой ,
    но ,увы, ничего не изменить, кому-то надо, чтобы выросло тупье.
    1. Диля
      27 февраля 2025 22:45
      Гость,
      Как же я с вами согласна
    2. Мимо проходящая
      27 февраля 2025 23:40
      Гость,
      В точку! Толи еще будет 🙈.
      Жаль совсем деток.
    3. Юсер
      5 марта 2025 14:40
      Гость,
      Не надо путать СССР и сегодняшние реалии, при союзе люди делали для людей и ради людей, мы работали на своих заводах и жили в домах построенных нами же и для нас же. Сейчас во главе угла прибыль, а борьба за и против языков это побочный эффект, поэтому в западных странах каждый сам за себя.
  28. Дворник
    27 февраля 2025 20:47
    Каждый год выпускные 9 и 11 классы сдают экзамены по государственному языку. Каждый год. Только экзаменационный материал разный. Все. Почему это публикуют сейчас непонятно. То ли министр работает с отрывом от образования то ли Ташкент живёт отдельно от областей.
    Кадыров тут вообще не причем. Это было и до его высказываний.
  29. Qalqon
    27 февраля 2025 20:42
    To'pa - to'g'ri qilishadi xam. O'zbekistonda tug'ilgan xar bir fuqaro davlat tilini bilishi kerak va muloqot qila olishi kerak. Nega endi shu yurtda yashab turib davlat tilini o'rganishdan bo'yin tovlash kerak?! Rossiyada xar bir kishi rus tilini bilishi kerak, va bu juda to'g'ri. Nega endi O'zbekistonda shunday qilinmasligi kerak?! Bunga hech qanday sabab yo'q.
  30. Qalqon
    27 февраля 2025 20:26
    Я чота не понимаю. Почему так многих бомбанула тот факт, что ихней детей придётся сдавать простой экзамен по гос языку? В России все люди и вне зависимо от национальности должны знать русский язык, так почему в Узбекистане этого нельзя? Эт такой шовинизм никак не даёт покой нашим русским согражданам. Другим народам Узбекистана узбекский как второй язык, знают и говорят, а русский гражданин никак не хочет. Да, именно русские, а не другие. Причина кроется в том, что ставят якобы выше и империализм, который остался от бывшего СССР.
  31. Хабиб
    27 февраля 2025 19:28
    Национализм это когда твоя нация массово уезжает на грязную работу в Россию, а ты сам при этом стремишься запретить русский язык у себя в стране. Кто-нибудь вообще осознает весь вред, который наносит "будущим мигрантам" этот Алишерчон? Или в стране народ настолько сильно ослеп от радиального национал-исламизма?
    1. Qalqon
      27 февраля 2025 20:05
      Хабиб,
      Никто и не запрещает русский язык, ты чо напридумывал себе а???
      Русский язык стабильно изучают. Просто все школьники теперь будут сдавать экзамены по гос языку.
    2. 7890
      27 февраля 2025 21:35
      Хабиб,
      А в каком месте говорится о запрете русского языка,кликуша? Приведи цитату, или хотя бы предложение.
    3. Ali
      27 февраля 2025 21:56
      Хабиб
      Речь идёт о узбекский язык. Причём тут русский язык?
    4. Гражданин Узбекистана
      27 февраля 2025 22:56
      Хабиб,
      Это у нас часть местных русских ослепла от великорусского шовинизма.
    5. Старец
      28 февраля 2025 17:27
      Хабиб,
      что за чушь. Русский не запрещают. Их во всю у нас изучают. Просто добавляют знание ещё одного языка, который между прочим государственный и на котором издаются законы, и всё.
  32. WinterTale
    27 февраля 2025 19:10
    А в чем новость-то? Так и так сдавали экзамены по узбекском языку.... Лучше бы программу продумали, чтобы дети реально его выучить могли. Мой сын в 4-ом классе, его учили в основном писать, ну вот он чудно пишет на латинице и все).
  33. Сумрак
    27 февраля 2025 18:39
    Было бы так весело если бы не так всё печально , вопрос первый а почему не за ранее с начала учебного года а за три месяца до окончания учебного года и второе а кому это так неймётся и третье не к чему хорошему это не приведёт 💯 %
    1. Интерес
      4 марта 2025 18:38
      Сумрак,
      Не твое дело.Не лезь не в свое дело.
  34. Гражданин Узбекистана
    27 февраля 2025 18:33
    Супер. Наконец мы дотянулись до развитых стран. В Германии, Англии, Франции, Японии и т.д без знания местного языка ты будешь всегда изгоем.
    1. Сумрак
      27 февраля 2025 18:43
      Гражданин Узбекистана,
      Куда ты чё дотянул ты сравни уровень жизни там и в уз сравни культуру и воспитанность ,и где ты что дотянул
    2. Гражданин Узбекистана
      27 февраля 2025 23:00
      Сумрак,
      Ты с чем сравниваешь культуру и воспитанность местного населения. Приведи пример, на кого нам равняться.
    3. Интерес
      4 марта 2025 18:40
      Сумрак,
      Не тебе о культуре и воспитанности говорить.Недотепа, если бы ты был воспитанным ,не писал бы о языке народа ,среди которого живёшь, такие слова
    4. Олег
      27 февраля 2025 19:22
      Гражданин Узбекистана,
      Страну 404, что не причислил?
    5. Чай Лепешка Сыт Немножко
      27 февраля 2025 22:57
      Олег,
      Изгой это уже не 404, а просто разваливающиеся загнивающие болота. Что конечно не может не радовать.
    6. Водяра
      27 февраля 2025 23:41
      Олег,
      А это что за страна?
    7. Андрей 777
      27 февраля 2025 20:07
      Гражданин Узбекистана,
      Уважаемый, в той же Германии коренных немцев почти уже не осталось, т.к. живут либо в Швейцарии, либо где-нибудь на островах. Там в основном арабы, турки, индусы и новые русские. Да, ещё забыл про беженцев с Африки и Ближнего Востока.
    8. Водяра
      27 февраля 2025 23:44
      Андрей 777,
      Инф.агентсво сообщают что в Германии прошли парламентские выборы и там победила партия ХДС/ХСС во главе Чел-а по фамилии Мерц.Он кто, немец или араб?🤣🤣🤣
    9. Валентина
      1 марта 2025 17:40
      Водяра,
      Где Германия, а где Узбекистан!!!???
    10. Интерес
      4 марта 2025 18:43
      Андрей 777,
      И что ты этим хочешь сказать? Да ,там много переехавших из разных стран, но страна развитая.
  35. Активистка Аделя
    27 февраля 2025 18:24
    Да ничего в этом страшного нет. Думаю, экзамены не завалит никто. Всех пропустят. Но сам факт, уверена, без нажима товарища Кадырова не обошлось. Да шёл бы он лесом... Правдоруб доморощенный, бумажный дракон...
  36. Сумрак
    27 февраля 2025 18:22
    В России необходимо сделать экзамены всем приезжающим на работу из Узбекистана на владение и знание Русского языка ,если не знаешь язык не пускать
    1. Qalqon
      27 февраля 2025 20:14
      Сумрак,
      Ну и так не пускают людей, а так ничего нового в твоих словах.
    2. Сумрак
      27 февраля 2025 22:52
      Qalqon,
      Жёсче надо прям крайне
    3. Так и есть
      27 февраля 2025 20:44
      Сумрак, ты россиянин? или узбекистанец ненавидящий Узбекистан?
    4. Интерес
      4 марта 2025 18:49
      Сумрак,
      Не переживай.Уже сделали и не пускают,ждут таких ,как ты .Хотят, чтобы ты поехал туда и работал на благо страны.
    5. Активистка Аделя
      5 марта 2025 22:55
      Сумрак,
      Но там, в России так и есть. Пускать в страну пускают, но знание языка уже требуют.
  37. Винсент
    27 февраля 2025 17:39
    С алфавитом определились? или введут новые крючочки
    1. Андрей 777
      27 февраля 2025 20:09
      Винсент,
      Какой там алфавит, учителей толковых то нет.
    2. Водяра
      28 февраля 2025 00:00
      Андрей 777,
      Откуда тебе знать?
    3. Водяра
      28 февраля 2025 00:01
      Винсент,
      Давно уже действует, лет пять назад утвержден.
  38. Гость
    27 февраля 2025 17:31
    Вся причина в том , что выросло целое поколение ничего не понимающих и ни на что не способных , а они обижаются , что их тоже никто не понимает. Знакомый , казах, устроил своего третьего ребёнка сначала в детсад , русскую группу , потом в русский класс. Сейчас он говорит , что разница между двумя старшими детьми и младшего огромная и в развитии вообще , и в уровне интеллекта в частности. Жалеет он только об одном , что позволил своим детям учиться в национальном классе. Родители сами знают где обучать своих детей , если хотят , чтобы они выросли людьми.
    Ну что стоит приложить усилия и выучить узбекский язык , даже пусть он в мире вообще никому не нужен, но для себя , чтобы понимать как вас обзывают.
    Зачем навязывать изучение языка и чужих нравов , даже один человек может привести лошадь на водопой , но и сорок человек не заставят ее пить.
    Играть на национальных инструментах, по пятницам надевать национальную одежду , по понедельникам слушать макомы … понятно , что это придумано умственно ограниченными людьми , но это касается ТОЛЬКО титульной нации , для других национальностей эти требования выполнять к СВОЕЙ национальной одежде , к СВОИМ музыкальным инструментам и СВОИМ народным песням.
    Следует помнить , инноваторам , наша страна многонациональная и каждый человек имеет право на идентификацию и родной язык.
    1. Так и есть
      27 февраля 2025 20:51
      Гость, старина Зеп Стамп, каждый гражданин независимо от этноса и национальности должен соблюдать законы страны. Кто не согласен с этим то ни кто не смеет насильно их тут задерживать, они могут воспользоваться своими правами, они свободны.
    2. Водяра
      28 февраля 2025 00:13
      Гость,
      Во первых, сказку про знакомого казаха рассказывай своим дружкам или детям Во вторых Кто или какой закон тебе запрещает твою идентичность, кто тебя заставляет учить местные нравы,будь чел-ом, ответь?Живи своей жизнью.Но ты в одном прав, с такими темпами скоро ты даже с обычным парикмахером не сможешь общаться, так как нынешняя молодежь отдает предпочтение к изучению других иностранных языков(англ.,китайский,корейский,французский и тп)больше чем русский.
      Я вообще думаю, чем больше чел-к владеет языками, тем больше он развивается, добивается большего по сравнению с теми, которые упорно не хотят вписаться в реальную жизнь!
    3. Активистка Аделя
      5 марта 2025 23:05
      Водяра,
      А не надо людей упорно пытаться вписать в ту " реальную жизнь", которую вы хотите. Человек вправе выбирать себе сам . И не имеете права указывать и не смеете поучать кого-либо ,также как и вас кто-то.
    4. Интерес
      4 марта 2025 18:59
      Гость,
      А кто заставляет представителей других национальностей носить национальную одежду, играть на наших муз инструментах или слушать макомы? Никто не запрещает носить вам любую одежду, слушать вашу музыку, говорить на своем языке.Что вы все притворяетесь ,вы же все прекрасно все понимаете.Просто вы провоцируете людей на негатив.Вам это надо?Вы что , провокаторы?
  39. Ренессанс оглы
    27 февраля 2025 17:21
    Я думаю, что в ближайшее время в школах отменят преподавание математики, физики и химии, под предлогом того, что в эти науки невозможно внедрить идеологию и потому они бездуховные
    1. Водяра
      28 февраля 2025 00:14
      Ренессанс оглы,
      Ты с какого дуба рухнул?Видать головой сильно стукнулся, раз такие глупые думки у тебя!
  40. Боря
    27 февраля 2025 16:51
    Сейчас начнутся антикадыровские вопли от ботов.
    1. ЛИЯ
      27 февраля 2025 19:28
      Боря,
      Твой вопль в какой реестр включать?
  41. 7890
    27 февраля 2025 16:26
    Алишер Кадыров будет лично экзаменовать, а его ассисентом экзекутером Кудратхожа.
  42. Наверно
    27 февраля 2025 16:22
    Наверно этот экзамен будет проходить для галочки. Я своих внуков поднатаскиваю по изучению гос языка... это им обязательно пригодитьса
    1. Водяра
      28 февраля 2025 00:18
      Наверно,
      Да тоже так думаю, все делается ради галочки.У нас же не Прибалтика, мы очень доброжелательный,толерантный народ!
  43. Win
    27 февраля 2025 16:07
    Мы в советское время сдавали экзамены по уз.языку. сами всю программу изуродовали,теперь кричат с трибун недовольство по языку.
    1. Водяра
      28 февраля 2025 00:19
      Win,
      Да, да, хорошо помнится как сдавали этот экзамен.Пришел, сказал одно слово на Узбекском и ты отличник!
  44. Умид Рустамович Кабилов
    27 февраля 2025 16:03
    А разве так раньше не было? Вроде бы это всегда так было, среди 7-8 предметов сдавали обязательно и узбекский.
  45. Хает Хан
    27 февраля 2025 15:53
    ничего страшного в новом экзамене на знание узбекского языка нет. Дети, живущие в Узбекистане, должны понимать основы государственного языка. Главное, чтобы до этого в школах нормально преподавали узбекский язык, чтобы ученик не мучился на экзамене.
  46. Цены растут виноват колонизатор
    27 февраля 2025 15:49
    Вот учителям подфортило )
    Теперь действительно у части из них появится надбавка ( приработок), только это будет называться коррупция.
    Опять потом начнется борьба с коррупцией. Но зато это как вечный двигатель.
    1. Водяра
      28 февраля 2025 00:21
      Цены растут виноват колонизатор,
      А ты как патриот, добросовестный гражданин должен сообщить о таких случаях, или я не прав?
  47. Вася
    27 февраля 2025 15:44
    Каждый гражданин страны должен знать и говорить хотя бы бегло на государственном языке. Жить в России, не зная русский, в США - английский, или в Бразилии - португальский было бы весьма странно!
    1. Сумрак
      27 февраля 2025 18:33
      Вася,
      Слыш Джамшуд это не сша ,хотя и там многие говорят не только на английском
    2. 7890
      27 февраля 2025 19:13
      Сумрак,
      Скажите поподробнее, кто такой Джамшут? Это ваш знакомый?
    3. Qalqon
      27 февраля 2025 20:09
      Сумрак,
      Слыш сумка тебя спрашивать не будут, и правильно сделают.
    4. Так и есть
      27 февраля 2025 20:55
      Сумрак, Матвей, пусть говорят хоть на твоем тарабарском, но экзамены только на гозязыке.
    5. Сумрак
      27 февраля 2025 23:01
      Так и есть,
      Да пофиг ,война так война сами захотели потом не кричите вай дод
    6. Водяра
      28 февраля 2025 00:26
      Сумрак,
      Ты кто, воин?И с кем хочешь воевать?
    7. Водяра
      28 февраля 2025 00:22
      Сумрак,
      Как ты истеришь, а полутемень!Ты тоже попробуй говорить не только на русском.
    8. Активистка Аделя
      5 марта 2025 23:10
      Сумрак,
      А какая разница? Каждая страна имеет право на государственный язык, но без ущемления других языков и их носителей, то есть иных этносов. Что, если это не США , то значит плевать на всё?
  48. Диля
    27 февраля 2025 15:41
    Как так? Если обучение велось на русском языке, почему экзамены на узбекском языке? Это безумие
    1. Лара
      27 февраля 2025 16:09
      Диля,
      Экзамен ПО государственному языку- это не значит, что сдавать все экзамены НА узбекском языке
    2. Водяра
      28 февраля 2025 00:26
      Лара,
      Она уже под бормотухой, не старайтесь, до нее не дойдет!
    3. Псих
      27 февраля 2025 16:31
      Диля,
      Прочти ВНИМАТЕЛЬНО!!! Экзамены не на Государственном языке, а ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ экзамен по Государственому языку.
      P.S. И это правильно, так как знание государственного языка обязанность каждого гражданина.
    4. Чипыжик
      27 февраля 2025 17:12
      Диля,
      Не на узбекском языке а экзамен по узбекскому языку . Так было и 20 лет назад я тоже сдавал экзамены по узбекскому так что ничего нового . Топчемся на месте на верху имитация кипучей деятельности . А на экзамен по узбекскому языку обычно помогает Б. Франклин с ним даже безнадежный ученик способен хоть гарвард окончить .
    5. Nasa 13
      27 февраля 2025 17:43
      Диля,
      Не экзамены, а один экзамен по узб.языку....ну как английский
    6. Водяра
      27 февраля 2025 17:49
      Диля,
      Опохмелись и перечитай статью заново!
    7. 7890
      27 февраля 2025 18:24
      Диля,
      Не,, на" узбекском, а,, по"узбекскому языку. Сразумила паника?
    8. Сумрак
      27 февраля 2025 18:34
      7890,
      Укроп не дёргайся
    9. 7890
      27 февраля 2025 19:16
      Сумрак,
      Ты в узбекском сайте, свои людоедскую лексику в рос. сайтах используй.
    10. FeralHeart
      27 февраля 2025 23:06
      7890,
      Вахахаха. Узбекский сайт говоришь чучело? А ты почему тогда тут пишешь на русском языке?? А?? Переключайся на узбекскую версию этого сайта и разговаривай сам с собой там.
    11. Водяра
      28 февраля 2025 00:30
      FeralHeart,
      Ещё один не догон!Узбекский, это значить Узбекистанский.А если писать на Узбекском, то такие д........, каковым являешься ты, просто напросто тупо будете таращиться как баран на новые ворота!
    12. Гость
      27 февраля 2025 20:58
      Сумрак, у тебя заело, мозг не “ВКЛУЧАЕТСЯ” ? 😬😬
    13. Активистка Аделя
      5 марта 2025 23:30
      Диля,
      Ничего нет в этом страшного. Не надо эскалации паники. Изучение государственного языка это нормальное явление. Даже если обучение было на русском языке, но предмет государственного языка есть и должен быть во всех школах. В той же Америке также. И в России тоже. Не надо раздувать проблему. Нормально всё. А русский язык всегда с нами - был, есть и будет, поверьте. Он охватывает слишком много этносов, чтобы можно было его просто так забыть или искоренит. Даже у прибалтов этого не получилось. А у нас он второй родной, а для некоторых и первый. И всё нормально.
  49. Олег
    27 февраля 2025 15:34
    Учите китайский,пригодится...
    1. Водяра
      28 февраля 2025 00:31
      Олег,
      Тоже верно!
  50. Made in USSR
    27 февраля 2025 15:31
    Ну тогда пожалуй Алишер Кадыров должен выучить и каракалпакский язык.
    1. Qalqon
      27 февраля 2025 20:12
      Made in USSR,
      Хахахахаа ну и рассмешил. Узбек и Каракалпак запросто поймёт друг друга даже без изучения языка.
  51. Чемодан
    27 февраля 2025 15:29
    Без Кадырова здесь не обошлось , и кстати пусть Кадыров уберет тогда окончание Ов в своей фамилии
    1. 7890
      27 февраля 2025 19:17
      Чемодан,
      Вообще то, это надо в фамилиях всей титульной нации убирать.
    2. Гость
      27 февраля 2025 21:01
      Чемодан, хорошая идея, по многочисленным просьбам чумаданов, сумраков, Дили и колонизатора нужно рассмотреть и этот вопрос.
    3. Водяра
      28 февраля 2025 00:33
      Чемодан,
      Хорошая идея!
    4. Temur Malik
      28 февраля 2025 02:18
      Чемодан,
      Это единственно разумное предложение , исходящее от тебя. Как смешно и нелепо звучало бы , например Алишер Гиясиддинович Навоев,вместо Алишера Навои или Захириддин Мухамедович Бабуров,вместо Захириддин Мухаммад Бобур,так и сейчас смешно и нелепо звучат фамилии и отчества мусульман с русскими суффиксами и окончаниями "ов", "ев","вич"
    5. Раз два
      28 февраля 2025 11:19
      Temur Malik,
      Але, ни Навои; ни Бобур не были узбеками
    6. Активистка Аделя
      4 марта 2025 06:00
      Temur Malik,
      Не городите ерунду. У всех просвещённых узбеков , и у населения остальных азиатских республик фамилии и отчества должны быть , и оканчиваться на " -ов, - ев и т.д.) В средние века были свои особенности, и в сочетании имён, и в произношении, тем более тогда и тюркские, и арабские, и персидские имена сосуществовали рядом, а со временем и трансформировались друг в друга. Но нам , мягко говоря , необязательно применять средневековье традиции. Если только те, кто хочет вернуться в назад и впасть в средневековое буйство. Таким специалисты в помощь . А в норме - прогресс и трансформация соседствующих народов всегда будет происходить. И не надо тут изобретать и выдумывать.
  52. No namе
    27 февраля 2025 15:29
    А нормальную программу обучению узбекскому языку никто не хочет составить???
    1. Водяра
      27 февраля 2025 17:51
      No namе,
      А нормально выучить Гос.язык не хочешь?Программа нормальная, просто надо внимательно слушать учителя и выполнят задания!
    2. Валентина
      1 марта 2025 17:37
      Водяра, Не хочу!
  53. Поздно
    27 февраля 2025 15:25
    Я закончил школу в 1996 году. И каждый год начиная с 8 класса мы сдавали экзамен по узбекскому языку и выпускной экзамен также был по узбекскому языку. В том что население не знает государственный язык, виновато только чиновники, которые изуродовали всю школьную программу.
    1. Ульяна
      28 февраля 2025 16:03
      Поздно,
      ОДНОЗНАЧНО!
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 30 дней со дня публикации.
Последние новости

Нелегальная аренда авто стала смертельно опасной в Узбекистане

Депутат Законодательной палаты Олий Мажлиса от СДП «Адолат» Дилмурод Исмаилов выразил глубокую обеспокоенность участившимися случаями нелегальной
Сегодня, 03:22 3

Какая погода ждёт узбекистанцев перед выходными

Узбекистанцам рассказали о погоде на 25 апреля. Об этом сообщил Центр гидрометеорологической службы Республики Узбекистан (Узгидромет). Ташкент В
Сегодня, 03:00

71% инвестиций из-за рубежа: Узбекистан привлекает мировые капиталы

В период с января по март 2025 года общий объём инвестиций, направленных в основной капитал Узбекистана, достиг внушительной суммы в 120,4 трлн
Сегодня, 02:50 2

Курс доллара в Узбекистане вырос на 36 сум

В Узбекистане установили новые курсы иностранных валют по отношению к узбекскому суму. Об этом сообщила пресс-служба Центрального банка Республики
Сегодня, 02:38

Уроженца Узбекистана приговорили к 8 годам в России за сбыт наркотиков

В Туле вынесен обвинительный приговор 27-летнему гражданину Узбекистана, признанному виновным в незаконном распространении наркотических веществ. Суд
Сегодня, 02:13