Власти страны объявили о значительных мерах по усилению безопасности дорожного движения вблизи образовательных учреждений, что является частью продолжающейся государственной программы «Безопасное детство». Ключевым элементом этой инициативы станет установка современных радарных систем контроля скорости у 410 школ, расположенных вдоль оживленных магистральных дорог, до завершения текущего года. Данное заявление было сделано представителями Службы безопасности дорожного движения (СБДД) Министерства внутренних дел в ходе пресс-тура, проведенного 13 июня для аккредитованных журналистов.
Особо отмечается, что в течение первого квартала 2025 года в непосредственной близости от школьных территорий не было зафиксировано ни одного дорожно-транспортного происшествия, участниками которого стали бы несовершеннолетние. Этот обнадёживающий показатель, по мнению СБДД, является прямым следствием уже реализованных превентивных мер. Общее количество школ в республике, по последним данным ведомства, достигает 10 770, в которых обучается порядка 6,7 миллиона учащихся.
Старший инспектор группы по сотрудничеству с образовательными учреждениями СБДД, Фаррух Мирзабоев, предоставил детализацию предпринятых шагов. «В рамках программы „Безопасное детство“ возле школ были установлены 208 светофорных объектов, оснащенных кнопкой вызова для пешеходов, и 217 переносных (мобильных) светофоров, - сообщил Мирзабоев. - Опираясь на положительный французский опыт, было оборудовано 865 приподнятых пешеходных переходов. Кроме того, установлено 1599 искусственных неровностей, более известных как „лежачие полицейские“, 7598 погонных метров металлических ограждений для предотвращения выхода детей на проезжую часть в неустановленных местах, и 109 камер видеонаблюдения для мониторинга обстановки вблизи школ».
Представитель СБДД также подчеркнул важность образовательного компонента программы. По его словам, в 5150 школах были организованы и функционируют специализированные классы, где учащиеся проходят обучение основам правил дорожного движения. Для повышения индивидуальной безопасности школьников разработано свыше 42 300 детализированных «безопасных маршрутных карт», помогающих детям выбирать наиболее защищенные пути от дома до школы и обратно.
«К учебным заведениям, которые прилегают к дорогам с интенсивным движением, прикреплены сотрудники патрульной службы. Их дежурство начинается в 7:00 утра, и они несут персональную ответственность за безопасный переход детей через проезжую часть. Именно комплекс этих работ позволил достичь нулевого показателя по ДТП с участием несовершеннолетних перед школами в первом квартале текущего, 2025 года», - добавил Фаррух Мирзабоев.
Планы на оставшуюся часть 2025 года в рамках программы «Безопасное детство» выглядят не менее масштабно. На магистральных участках дорог предусматривается установка 3224 новых дорожных знаков, организация тротуарных зон общей протяженностью 325 километров, а также строительство 28 современных подземных или надземных пешеходных переходов. Упомянутая установка радаров у 410 школ является частью именно этого магистрального блока мероприятий.
Внутригородские улицы также не останутся без внимания. Здесь запланировано обустройство 320 приподнятых пешеходных переходов и 650 искусственных неровностей. Будет произведена установка 272 светофоров с кнопкой активации для пешеходов, а также строительство 197 километров новых тротуаров. Образовательная работа будет расширена за счет организации классов по безопасности дорожного движения еще в 2491 школе.
Напомним, что в ноябре 2024 года Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ) совместно с офисом детского омбудсмана Узбекистана представил аналитический доклад о положении детей и подростков в стране. В документе указывалось на тревожную тенденцию роста числа смертей и травм среди несовершеннолетних в результате дорожно-транспортных происшествий. Одной из ключевых проблем, обозначенных в анализе, стало отсутствие детализированной и регулярно обновляемой статистической информации по данной проблематике.
Детский омбудсман Сурайё Рахмонова активно взаимодействует с СБДД по вопросам снижения дорожных рисков для детей. В ходе встречи с начальником Службы безопасности дорожного движения МВД Шерзодом Ибрагимовым, состоявшейся в мае текущего года, она акцентировала внимание на том, что, несмотря на заметное расширение комплекса мер по обеспечению безопасности детей на дорогах, существующих усилий все еще недостаточно. Рахмонова настаивает на необходимости комплексного и системного подхода к решению данной многогранной проблемы.
Исследования показывают, что установка стационарных камер контроля скорости (радаров) вблизи школ может снизить количество ДТП с участием детей на 15-20%, а среднюю скорость транспортного потока – на 5-10 км/ч.