В Узбекистане решили ужесточить правила проведения акций и распродаж, чтобы положить конец мошенническим манипуляциям с ценами. Комитет по развитию конкуренции и защите прав потребителей Республики Узбекистан выступил с инициативой регулирования скидок, направленной на защиту прав потребителей. Искусственное завышение цен, а затем их показное «снижение» под видом акции, теперь будет считаться нарушением торговых правил. Проект поправок в правила розничной торговли уже вынесен на общественное обсуждение.
В документе предлагается чётко определить ключевые понятия:
• акция — это предложение на особых условиях для привлечения покупателей;
• скидочная цена — цена, сниженная по сравнению с предыдущей;
• цена «до скидки» — должна быть самой низкой за последние 30 дней и подтверждаться документально.
• ценник — информация, оформленная по единому образцу и в чёткой форме, указывающая окончательную цену за единицу товара или определённое количество товара, которая предлагается потребителю без каких-либо дополнительных условий.
Продавцы по-прежнему смогут проводить акции и предоставлять скидки для привлечения покупателей и увеличения продаж. Однако эти правила не будут распространяться на алкогольную продукцию (включая пиво и вино), табачные изделия, а также устройства для потребления табака и никотина.
При этом, обязательно соблюдение следующих условий:
• скидочная цена должна определяться только на основе самой низкой цены за последние 30 дней;
• информация об акциях должна быть подана в налоговые органы минимум за 10 дней до запуска;
• запрещается искусственное завышение цены с последующим её снижением;
• продавцы обязаны предоставлять полную, достоверную и понятную информацию об акциях (сроки действия, категории товаров, условия и т.д.);
• все скидки, бонусы и привилегии, заявленные в акции, должны реально действовать;
• размер скидок должен быть чётко указан, а по запросу потребителя — предоставлена информация о предыдущих ценах.
Продавец также обязан чётко и доступно доносить до покупателя все условия акции: её срок действия, порядок покупки, полный перечень товаров, участвующих в акции и любую другую важную информацию.
Помимо этого, продавец должен:
• не менять условия акции после её объявления;
• предоставлять точную и достаточную информацию о ценах;
• гарантировать реальное предоставление всех заявленных скидок, бонусов и других привилегий;
• обеспечить наличие акционного товара в достаточном количестве на весь период действия акции;
• сообщать, если скидка распространяется на ограниченное количество товаров, сезонный товар, товар с истекающим сроком годности, неполный комплект, повреждённую упаковку и т.п.;
• соблюдать законодательство о защите персональных данных и информировать потребителя о целях и условиях их обработки.
Нарушение требований при проведении акций и применении скидок будет расцениваться как нарушение правил торговли и повлечёт за собой соответствующие меры ответственности. Обсуждение проекта продлится до 5 июля.