В Узбекистане до 2030 года все неасфальтированные внутренние дороги в махаллях будут приведены в порядок. Об этом во время «Правительственного часа» в Законодательной палате Олий Мажлиса заявил министр транспорта Узбекистана Илхом Махкамов.
Выступление министра стало ответом на критику со стороны депутатов, выразивших серьёзную обеспокоенность состоянием местных дорог. Один из парламентариев особо подчеркнул, что жители постоянно жалуются на неудовлетворительное качество дорожного покрытия, особенно в осенне-зимний период, когда грунтовые дороги становятся практически непроходимыми. Он также отметил, что жители таких махаллей лишены возможности участвовать в программе «Open Budget» и голосовать за проекты по улучшению инфраструктуры из-за отсутствия базовых условий.
Депутат поднял вопрос о достаточности выделяемых средств на содержание местных дорог, указав, что, несмотря на передачу дорог на баланс хокимиятов и выделение им средств (например, 4 млрд сумов одному району плюс дополнительные фонды), необходимо проверить, были ли проведены точные расчёты и хватит ли этих сумм. Он привёл жалобы граждан о том, что «дети идут в школу и сад по грязным дорогам» и подчеркнул, что обоснованные претензии народа требуют соответствующего ответа, который не может сводиться лишь к перекладыванию ответственности на местные власти.
В ответ Илхом Махкамов признал, что в его докладе не были озвучены данные о программе по улучшению местных дорог, но заверил, что такая программа существует и уже активно реализуется. Он пояснил, что, хотя дороги и переданы на баланс хокимиятов, общая политика в этом вопросе определяется Министерством транспорта. Хокимиятам выделяются целевые средства на ремонт дорог в соответствии с параметрами бюджета, и, помимо базового финансирования, они могут использовать остатки средств из своих фондов, одним из основных направлений расходования которых является именно ремонт дорог.
Глава Минтранса уверенно заявил, что через пять лет проблема неасфальтированных дорог в махаллях будет полностью решена. Он уточнил, что уже 70% грунтовых дорог (глинистых, земляных) переведены в гравийное или асфальтовое покрытие. Оставшиеся 30% будут полностью переведены в гравийное покрытие в течение двух лет.
Махкамов подчеркнул, что к 2030 году в Узбекистане не останется ни одного населённого пункта, по дорогам которого нельзя будет проехать. Он признал, что эта программа может звучать амбициозно, но заверил, что она принята и реализуется совместно с Министерством экономики и финансов.