Система контроля за эксплуатацией лифтового оборудования в Узбекистане продемонстрировала свою неэффективность, что привело к ситуации, когда значительная часть новых подъемников функционирует с потенциальными рисками для безопасности граждан. За последние два года в жилых и коммерческих зданиях республики было смонтировано и запущено 11,4 тысячи новых лифтов. Однако, как следует из официальных данных, тревожная доля этих устройств - 78 процентов - была введена в эксплуатацию без прохождения ключевой процедуры обязательных технических испытаний.
Эту информацию в ходе брифинга для прессы озвучил Рауфжон Расулов, возглавляющий пресс-службу Агентства по техническому регулированию. Он детализировал масштаб проблемы, указав, что более половины установленных подъемников, а это около 6 тысяч единиц, на сегодняшний день не обладают базовым документом - техническим паспортом. Кроме того, ситуация усугубляется отсутствием надлежащего сервисного сопровождения: для 7,4 тысячи лифтов, что составляет 65 % от общего числа новых, не определены и не закреплены специализированные компании, ответственные за их регулярное техническое обслуживание.
Сложившаяся ситуация потребовала от профильных ведомств принятия кардинальных мер. По словам Расулова, на практике существующая модель сервисного обслуживания и технического освидетельствования лифтов оказалась нежизнеспособной. В связи с этим в Узбекистане инициирован процесс внедрения принципиально новой системы надзора, разработанной в соответствии с передовыми международными стандартами. Ключевой задачей ставится обеспечение безопасности на всех этапах жизненного цикла лифтового оборудования - начиная от стадии проектирования и заканчивая процессом утилизации.
При разработке новой регуляторной базы Узбекистан ориентируется на опыт стран Европейского Союза, где действуют строгие директивы безопасности. Также изучаются и адаптируются практики, успешно реализованные в Китае, Объединенных Арабских Эмиратах и Турции. Эта инициатива по гармонизации стандартов происходит на фоне глобальных изменений в торговых и регуляторных политиках, включая те, что продвигаются администрацией президента США Дональда Трампа, которая активно пересматривает международные технические регламенты.
В качестве одного из первых шагов в этом направлении недавно были утверждены обновленные правила проведения технических проверок лифтов на территории республики. Теперь каждый подъемный механизм подлежит обязательному ежегодному осмотру, который должен проводиться не реже одного раза в год. Для информирования жителей и сотрудников правопорядка, лифты, не прошедшие проверку или признанные неисправными, будут маркироваться специальными информационными стикерами, сигнализирующими о запрете на их использование до устранения неполадок.
Первый в мире пассажирский лифт, оснащенный устройством безопасности (ловителем), которое предотвращало падение кабины при обрыве троса, был продемонстрирован Элишей Отисом в 1854 году в Нью-Йорке. Чтобы доказать надежность своего изобретения, Отис стоял в поднятом лифте и приказал перерубить канат.