Правительство Узбекистана анонсировало планы по строительству новой автомобильной дороги, которая соединит Ташкент с Чарвакско-Чимганской курортной зоной. Данное решение, озвученное министром транспорта Илхомом Махкамовым в эфире телеканала O’zbekiston 24, обусловлено значительной перегрузкой действующей транспортной артерии, которая уже не справляется с возросшим потоком туристов и местного населения.
Развитие туристического кластера в этом регионе, по словам Махкамова, привлекло за последние годы существенные частные и государственные инвестиции. Это, в свою очередь, привело к увеличению нагрузки на инфраструктуру. «На сегодняшний день существующая дорога (из Ташкента в Чарвак) перегружена. Президент принял решение о строительстве новой автотрассы по этому маршруту», - заявил глава транспортного ведомства, добавив, что предварительная концепция проекта уже была представлена главе государства 1 августа в рамках отчета о ключевых транспортных инициативах.
Реализацию амбициозного проекта планируется осуществить на принципах государственно-частного партнерства (ГЧП). Ожидается, что к конкурсу на строительство будут привлечены ведущие международные и местные компании, обладающие необходимым опытом. Ключевой особенностью проекта является то, что новая магистраль будет проложена по альтернативному маршруту, полностью независимо от существующей дороги, без пересечений с ней. Вопрос о том, будет ли проезд по новой трассе платным, министр на данный момент оставил без комментариев.
Эта инициатива является частью более широкой стратегии по модернизации дорожной сети страны. Следует напомнить, что еще в сентябре 2024 года обсуждалась возможность участия турецкой компании Onur Group в создании сети платных дорог в Узбекистане. В частности, рассматривался проект реконструкции и введения платности на участке автодороги 4R12 Бектемир - Чирчик - Газалкент - Чорбог.
В контексте внедрения платных дорог ранее высказывался председатель Комитета по автодорогам Жамшид Турсунов. Он подчеркнул фундаментальный принцип: для любого платного участка обязательно должна существовать альтернативная бесплатная дорога. По его оценке, на направлении Ташкент - Бостанлык уже фактически имеются две бесплатные альтернативы, что теоретически создает условия для появления платной магистрали. Однако Турсунов отметил, что окончательное решение по этому вопросу требует глубокого анализа, в первую очередь с учетом текущей и прогнозируемой интенсивности движения.
Чарвакское водохранилище, к которому ведет данная дорога, является искусственным. Оно было создано в 1970 году путем строительства каменно-насыпной плотины высотой 168 метров на реке Чирчик, что сделало его одним из крупнейших искусственных водоемов в регионе.