Судебная система Узбекистана стала ареной для очередного спора в образовательной сфере, где четыре преподавателя истории инициировали иск против Министерства дошкольного и школьного образования. Педагоги оспаривают результаты своей квалификационной аттестации, требуя пересмотра итогов и возмещения нематериального вреда.
Разбирательство по делу началось с задержкой в Шайхантахурском межрайонном суде по гражданским делам столицы. Заседание, изначально запланированное на 15:00 14 августа, по факту стартовало лишь спустя два часа, в 17:00. Процесс под председательством судьи Гулхаё Джумаевой был отложен на неопределенный срок, поскольку выяснилось, что ответчик, в лице министерства, не получил и, соответственно, не смог ознакомиться с исковым заявлением.
Камнем преткновения в данном деле стал один из вопросов аттестационного теста, который педагоги проходили 8 мая 2025 года. Вопрос звучал так: «Какое племя завоевало всю Испанию после смерти Юстиниана I?». Система засчитывала как единственно верный ответ вариант «Лангобарды», ссылаясь на информацию из учебника всемирной истории для седьмого класса, выпущенного в 2022 году.
Истцы же, двое мужчин и две женщины из разных учебных заведений страны, выбрали вариант «Вестготы». Свою позицию они аргументируют данными из целого ряда авторитетных источников, включая энциклопедию Британника, англоязычный сегмент Wikipedia, а также более раннее издание того же учебника за 2017 год и труд историка Фозилы Сулаймановой «Запад и Восток». Педагоги настаивают, что именно версия о завоевании Испании вестготами является общепринятой в академических кругах и преподавалась им в университете.
В исковом заявлении подчеркивается, что составители тестов не должны были ограничиваться одним источником, особенно если в нем, как утверждают истцы, содержится фактическая ошибка. «Ответчик, формируя тестовые задания, обязан был опираться на достоверные и проверенные источники. Учебники пишут люди, и они не застрахованы от ошибок», - говорится в жалобе. Учителя указывают на недопустимость использования противоречащих друг другу данных из разных изданий одного и того же учебного пособия.
Помимо содержательной части теста, истцы заявляют о серьезных процедурных нарушениях. Они ссылаются на постановление Кабинета министров №572 от 17 сентября 2021 года, которое предписывает проводить аттестацию на принципах открытости, коллегиальности и объективности. На практике, по их словам, принцип открытости был нарушен. «Информация о времени рассмотрения апелляций онлайн не публикуется на официальных сайтах, как того требует пункт 53 постановления. В итоге мы лишены возможности даже узнать, на какие именно вопросы ответили неверно», - отмечается в документе.
Более того, педагоги утверждают, что их право на участие в рассмотрении собственных апелляций, гарантированное пунктом 58 того же постановления, было проигнорировано. Апелляционная комиссия, по их словам, ответила на все жалобы формальными и идентичными отказами без предоставления каких-либо разъяснений. Эти обстоятельства, по мнению истцов, нанесли урон их профессиональной репутации и привели к психологическому дискомфорту.
В связи с этим преподаватели требуют через суд обязать министерство признать их ответ «Вестготы» правильным, произвести перерасчет баллов по аттестации и, как следствие, изменить ее итоговые результаты. Кроме того, они ходатайствуют о взыскании с ответчика по 10 миллионов сумов каждому в качестве компенсации морального ущерба и 3 миллионов сумов на покрытие расходов, связанных с услугами адвоката.
Аттестация является ключевым механизмом в карьере учителя в Узбекистане, напрямую влияя на уровень его заработной платы. Как пояснил начальник управления Министерства дошкольного и школьного образования Сардор Рахимбоев, по результатам аттестации педагогу на пять лет присваивается высшая, первая или вторая квалификационная категория.
Экзамены бывают обязательными, проводимыми раз в пять лет, и внеочередными, которые организуются дважды в год на платной основе (стоимость участия составляет одну базовую расчетную величину, или 412 тысяч сумов). Большинство учителей предпочитают внеочередные экзамены, так как в случае неудачи их текущая категория не понижается.
С 2025 года для педагогов была введена дополнительная мотивация: набравшие более 86 баллов получают 70%-ную надбавку к зарплате, что значительно усилило конкуренцию. Весенняя аттестация 2025 года привлекла почти 190 тысяч заявок, из которых в экзамене приняли участие 177 640 человек. Положительный результат показали 41% участников, при этом более 5 тысяч педагогов смогли набрать свыше 86 баллов.
Следует отметить, что это не единственный подобный случай. Ранее, 12 августа, тот же суд начал рассмотрение аналогичного иска от пяти учителей родного языка и литературы, которые также недовольны результатами аттестации.
Споры вокруг содержания школьных учебников истории являются глобальным явлением. В разных странах, включая США, Японию и страны Европы, периодически возникают общественные и политические дебаты о том, как следует трактовать те или иные исторические события, что нередко приводит к пересмотру и переизданию учебных материалов.