В Бостанлыкском районе столичной области реализован беспрецедентный для Узбекистана инфраструктурный проект-впервые в истории страны осуществлено строительство подземного пешеходного перехода в рекордно сжатые сроки. Весь комплекс работ на оживленном участке автодороги «Бектемир-Чирчик-Газалкент-Чарвак» занял всего 48 часов.
Согласно официальным данным, предоставленным Комитетом по автомобильным дорогам, строительные работы начались в 6 утра 20 августа. Точно через двое суток, в 6 часов утра 22 августа, движение по трассе было полностью восстановлено, а основной конструктив перехода был готов к эксплуатации.
Такое значительное сокращение сроков, которое ранее занимало от двух до трех месяцев, стало возможным благодаря применению передовой технологии модульного строительства. Вместо традиционной заливки бетона на месте, строители использовали готовые железобетонные конструкции, произведенные в заводских условиях. Весь процесс был тщательно спланирован и разделен на несколько этапов, которые выполнялись параллельно. Несколько рабочих бригад, каждая из которых имела узкую специализацию, действовали в непрерывном круглосуточном режиме, что позволило избежать каких-либо простоев.
На данный момент основные строительно-монтажные работы полностью завершены. В ближайшее время предстоит выполнить чистовую отделку, включая установку освещения, перил и обустройство пандусов, что, по заверениям подрядной организации, не потребует повторного перекрытия движения и займет минимальное время.
Данный проект является экспериментальным. Его реализация на стратегически важной трассе, ведущей к Чарвакской зоне отдыха и испытывающей пиковые нагрузки в летний сезон, была призвана продемонстрировать эффективность новой методики. Прежние методы строительства, растягивающиеся на несколько месяцев, создавали серьезные неудобства для граждан и бизнеса, приводя к многокилометровым пробкам и замедлению транспортного потока.
В случае, если пилотный проект будет признан успешным по итогам оценки не только скорости, но и качества, а также экономической эффективности, Комитет по автомобильным дорогам рассмотрит возможность масштабирования данной технологии. Ее повсеместное внедрение может кардинально изменить подход к модернизации дорожной инфраструктуры по всей стране, сделав процесс более быстрым, эффективным и менее обременительным для транспортной системы.
Метод ускоренного строительства с использованием готовых модулей, аналогичный примененному в Ташкентской области, известен в мире как «ABC» (Accelerated Bridge Construction). В США с помощью этой технологии в 2017 году в штате Коннектикут мост на оживленном шоссе I-84 был полностью заменен за один уик-энд, что позволило избежать транспортного коллапса, который мог бы длиться месяцами при традиционном подходе.