Национальный авиаперевозчик Uzbekistan Airways скорректировал политику возврата и переоформления авиабилетов на внутренних рейсах после вмешательства Комитета по развитию конкуренции и защите прав потребителей. Ключевые изменения затрагивают билеты, приобретенные по тарифу «туда и обратно», и вводят финансовую ответственность для пассажиров, не уведомивших авиакомпанию об изменении планов.
Ранее действовавшая практика национального авиаперевозчика приводила к автоматической аннуляции обратного билета, если пассажир по каким-либо причинам не смог совершить полет по первому сегменту маршрута. Представители Комитета по конкуренции пояснили, что такая система ущемляла права потребителей. В качестве примера приводилась ситуация, когда пассажир, купивший билет Ташкент - Ургенч - Ташкент и не вылетевший из столицы, добирался до пункта назначения самостоятельно, но при этом терял право на обратный перелет, несмотря на его полную оплату.
Теперь, согласно обновленным правилам, для сохранения возможности использования обратного билета или его переоформления, пассажир обязан заблаговременно проинформировать агента Uzbekistan Airways о своем решении не лететь первым рейсом. В таком случае, все операции по возврату или изменению даты вылета будут производиться в соответствии с условиями тарифа, по которому изначально был приобретен билет.
Однако для пассажиров, которые не явились на первый рейс и не сообщили о своих намерениях продолжить путешествие, вводятся строгие штрафные санкции. При последующем обращении за возвратом или переоформлением с них будет удержан штраф в размере 100% от стоимости неиспользованного полетного сегмента. Несмотря на это, пассажир все еще сможет использовать билет на обратный рейс без каких-либо доплат или переоформлений. Важно отметить, что правила также гарантируют возможность возврата или переоформления аэропортовых и иных сборов за ту часть маршрута, которая не была использована.
В Комитете по конкуренции подчеркнули, что данные меры были приняты в целях приведения деятельности авиакомпании в соответствие с национальным законодательством. В ведомстве напомнили, что Закон «О защите прав потребителей» прямо запрещает установление норм, которые ограничивают права клиентов или снижают гарантии их защиты. В частности, статья 21 этого закона гласит, что продавец не имеет права взимать плату за услуги, которые фактически не были оказаны. Этот шаг рассматривается как важное достижение в укреплении прав пассажиров и стимулировании добросовестной конкуренции на рынке авиаперевозок Узбекистана.
Практика аннулирования последующих полетных купонов при неявке на первый рейс (no-show clause) является стандартной для многих авиакомпаний мира и часто становится предметом судебных разбирательств в разных странах, поскольку мнения регуляторов и судов относительно ее законности расходятся.