В Самарканде инициировано предложение о строительстве подземного пешеходного перехода на улице Регистанской, которая прилегает к всемирно известной одноименной площади. Данное поручение было озвучено исполняющим обязанности хокима области, который сослался на значительное увеличение числа пешеходов. Эта инициатива вступает в противоречие с рядом директивных документов, принятых в последние годы, где приоритет в городской среде отдается именно пешеходам, а не автотранспорту.
Администрация Самаркандской области рассматривает возможность оборудования подземного перехода для пешеходов на месте существующего наземного, регулируемого светофором, непосредственно у площади Регистан. Согласно заявлению хокимията, исполняющий обязанности главы региона, Адиз Бобоев, указал на необходимость создания такого объекта, аргументируя это возросшим потоком людей и стремлением обеспечить их безопасность. Тем не менее, как уточнили в пресс-службе областной администрации, данный проект еще не получил окончательного утверждения и ожидает рассмотрения на республиканском уровне, что оставляет его реализацию под вопросом.
Параллельно этому, в непосредственной близости уже разворачиваются работы по восстановлению другого подземного перехода, который был законсервирован восемнадцать лет назад. Этот объект призван заменить действующий нерегулируемый наземный маршрут. Пресс-служба хокимията объясняет возобновление эксплуатации этого тоннеля ростом туристического потока и необходимостью обеспечить безопасность школьников. Уточняется, что значительное число учащихся, проживающих в махаллях «Регистан» и «Кулоллар», ежедневно пересекают оживленную улицу Регистанскую, чтобы попасть в школу №2.
В ходе ознакомления с проектом, Адиз Бобоев дал указание вести земляные работы с неукоснительным соблюдением техники безопасности. Он также подчеркнул, что строительство должно быть организовано таким образом, чтобы минимизировать неудобства для водителей, и предложил проводить наиболее активные фазы работ в ночное время. По информации администрации, завершить строительные мероприятия планируется в сжатые сроки.
На фоне обсуждения подземных сооружений, было также объявлено о создании нового наземного перехода. Его оборудуют светофорами на пересечении улиц Рудаки и Шахи-Зинда, в районе Сиабского рынка. В хокимияте отметили, что «из-за отсутствия перехода люди вынуждены рисковать жизнью, переходя дорогу, или совершать длинный путь, чтобы дойти до остановки». «В первую очередь должны создаваться условия для людей», - заявил исполняющий обязанности главы областной администрации. В этом же районе планируется обустроить автобусные остановки и принять меры по упорядочению парковки такси, которые, по словам властей, могут часами занимать проезжую часть.
Инициативы по строительству подземных переходов вызывают вопросы у экспертов и общественности. Создание подобных объектов часто преподносится как мера для «удобства», однако это может рассматриваться как подмена понятий. Такие решения демонстрируют либо игнорирование, либо непонимание утвержденных на государственном уровне документов.
Стоит напомнить, что Стратегия развития системы обеспечения общественной безопасности в Узбекистане на 2022-2025 годы прямо предписывает «широкое внедрение принципа „Дорога для пешехода“». Кроме того, постановление президента от апреля 2022 года четко определяет иерархию приоритетов в дорожном движении: «пешеход - общественный транспорт - велотранспорт - автотранспорт».
Глава государства неоднократно акцентировал на этом внимание. Летом 2020 года он отмечал: «На наших дорогах транспорту отдаётся излишний приоритет. Хотя движение пешеходов, спокойствие и здоровье людей должны быть на первом месте». Позже, на совещании в январе прошлого года, Шавкат Мирзиёев снова затронул эту тему, заявив: «Все руководители должны сделать своим главным принципом девиз „Город для пешеходов“».
Журналист Кобил Хидиров прокомментировал ситуацию следующим образом: «Вместо замедления скорости и сокращения количества автомобилей вокруг Регистана появится ещё один неоправданный, усложняющий жизнь пешеходам инфраструктурный объект».
Примечательно, что Самарканд - единственный город в Узбекистане, для которого был разработан детальный транспортный мастер-план. Однако принимаемые в последнее время решения, включая открытие автомобильных тоннелей в преддверии саммита ШОС, по мнению экспертов, не соответствуют этому плану и ухудшают условия для всех участников движения.
В мировой практике градостроительства существует концепция «исчезающего порога» (shared space), где улицы проектируются без бордюров, разметки и многочисленных знаков. Такая среда заставляет водителей, велосипедистов и пешеходов быть более внимательными друг к другу, что парадоксальным образом снижает скорость движения транспорта и уменьшает количество ДТП, делая пространство более безопасным и комфортным для людей.