Столичный Кенгаш народных депутатов 3 сентября утвердил постановление о создании в Ташкенте сети ночных автобусных маршрутов. Инициатива, направленная на улучшение транспортной доступности в ночное время, предполагает запуск 15 специализированных направлений, которые будут проходить через ключевые «туристические улицы» и важные объекты города.
Финансирование проекта, общая стоимость которого оценивается в 33,3 миллиарда сумов, будет обеспечено за счет средств из местного бюджета. Организация перевозок будет построена на системе брутто-контрактов, методология которой начала внедряться в транспортную систему столицы еще в 2023 году.
Как сообщил в ходе сессии столичного Кенгаша исполняющий обязанности начальника Главного управления транспорта Аллаёр Норбутаев, автобусы будут работать в интервале с 22:00 до 6:00. Маршрутная сеть спроектирована таким образом, чтобы охватить не только туристические зоны, но и стратегически важные точки, такие как аэропорт, вокзалы, крупные торгово-развлекательные центры, базары и больницы. Для обслуживания 15 направлений планируется задействовать 54 автобуса, которые будут курсировать с интервалом в 30 минут.
Тарифная политика для ночных рейсов не будет отличаться от дневной. Стоимость проезда при оплате наличными через QR-билет составит 3000 сумов, а при использовании электронной системы оплаты - 1700 сумов. По словам Норбутаева, это решение было принято несмотря на предложения «туристической комиссии» об установлении более высокой платы за проезд в ночное время.
Транспортные средства, предназначенные для ночных линий, будут иметь отличительную красную окраску и получат специальные номера с префиксом «Т» (от «тунги» - «ночной»). Весь подвижной состав должен соответствовать современным требованиям, включая наличие систем кондиционирования, доступа к Wi-Fi, камер видеонаблюдения и оборудования для лиц с ограниченными возможностями.
Реализация проекта разделена на два этапа. На первом этапе, который должен стартовать до конца текущего года, планируется запуск восьми маршрутов общей протяженностью 136 км:
Т1: от рынка Куйлюк до улицы Хусейна Байкары;
T2: от улицы Кипчак до метро «Узгариш»;
T3: от Чиланзарского вещевого рынка до улицы Гулхани (Актепа);
T4: от местного аэропорта (терминал 3) до рынка «Чорсу»;
T5: от улицы Шифобахш сувлар до рынка «Чорсу»;
T6: от 6-го квартала Юнусабада до 17-го квартала Юнусабада;
Т7: от Северного вокзала до улицы Гулхани (Актепа);
T8: от Северного вокзала до махалли «Шофайз».
Второй этап предусматривает введение еще семи маршрутов, которые увеличат общую протяженность ночной сети на 98 км:
T9: от КПП «Гишткуприк» до проспекта Амира Темура;
T10: от ТТЗ до проспекта Амира Темура;
T11: от Food City до проспекта Амира Темура;
T12: от станции метро «Кипчак» до проспекта Амира Темура;
T13: от Чиланзарского вещевого рынка до рынка «Чорсу»;
T14: от махалли «Назарбек» до рынка «Чорсу»;
T15: от поселка Келес до рынка «Чорсу».
Первая в мире система ночных автобусов была запущена в Лондоне еще в 1913 году, чтобы обеспечить транспортом работников ночных смен на рынках и промышленных предприятиях.