В Узбекистане анонсирован комплексный пересмотр системы народного образования, направленный на систематизацию досуга учащихся и усиление инженерно-технической подготовки молодежи. Соответствующие предложения были представлены главе государства 8 сентября.
Власти инициируют масштабные изменения, которые затронут все уровни образовательной вертикали – от дошкольных учреждений до высшей школы. Поводом для реформ послужил анализ текущей ситуации, выявивший отсутствие единого подхода к духовно-воспитательной работе и организации внеучебной деятельности, что препятствует полноценному раскрытию потенциала учащихся. Для решения этой проблемы разработана концепция национальной идеи, которая станет основой для всех духовно-просветительских мероприятий и позволит унифицировать подходы в данной сфере.
Ключевым нововведением станет создание вертикальной системы организации досуга школьников. На базе существующих детских школ «Баркамол авлод», Республиканского центра учащейся молодежи и спортивного общества «Ёшлик» будут сформированы многопрофильные центры «Келажак». Одновременно в штатное расписание школ вводится новая должность – советник по поддержке инициатив учащихся, в чьи обязанности войдет координация и развитие ученических проектов.
Особое внимание уделено развитию дошкольного образования. В регионах, где охват детскими садами составляет менее 80%, будут активно привлекаться частные инвесторы. Государство намерено стимулировать строительство новых дошкольных учреждений на условиях государственно-частного партнерства, бесплатно предоставляя земельные участки на территориях старых садов или неиспользуемых школьных площадях. Предприниматели смогут рассчитывать на льготные кредиты сроком до семи лет при условии сохранения профиля деятельности учреждения. В дополнение, в период с 2026 по 2028 год по всей стране будет создана сеть современных дошкольных учреждений «Янги авлод», оснащенных центрами развития детей.
Приоритетным направлением реформы станет усиление технической и инженерной подготовки. В 14 регионах республики появятся специализированные инженерные школы. Зачисление в них будет осуществляться на конкурсной основе, а обучение будет полностью финансироваться из государственного бюджета. Образовательный процесс построят на основе пятилетней программы по модели STEM, интегрируя опыт Университета «Новый Узбекистан» и специализированной школы имени Мирзо Улугбека. Для повышения престижа инженерных профессий, начиная с 2026 года, будет проводиться национальный конкурс «Лучшая инженерная школа» на приз президента.
Для совершенствования преподавания естественных наук будет создана сеть профильных школ, флагманом которой станет ташкентская школа имени Абу Али ибн Сины. Система высшего образования также претерпит изменения: в столице планируется открытие филиала Московского государственного технического университета имени Баумана, а также создание Технического университета TashTech и Алмалыкского государственного технического института.
В Узбекистане грамотность населения составляет 100%, что является одним из самых высоких показателей в мире. Это наследие образовательной системы, которая исторически уделяла большое внимание всеобщему доступу к базовому образованию.