В минувший четверг, 11 сентября, в Законодательной палате Олий Мажлиса состоялась встреча, которая может определить будущее управления многоквартирными домами в столице и по всей стране. Представители товариществ собственников жилья и домов на непосредственном управлении выразили категорическое несогласие с готовящимся законопроектом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства. По их мнению, данная инициатива направлена на фактическую ликвидацию альтернативных форм управления жилым фондом в пользу управляющих компаний.
Камнем преткновения стала законодательная инициатива, разработанная в недрах МинстройЖКХ, которая, по сведениям активистов, не проходила процедуру общественного обсуждения. Как пояснил общественный деятель Максим Черников, председатель совета одного из домов на непосредственном управлении, документ вводит критические ограничения. В частности, предлагается разрешить форму непосредственного управления лишь для зданий, насчитывающих не более 30 квартир.
«Это условие фактически исключает из правового поля подавляющее большинство существующих домов, – отметил Черников. – Речь идет не только о старом фонде, но и о новостройках, жители которых будут лишены возможности самостоятельно управлять своим имуществом». По его словам, под это определение подпадают лишь немногочисленные двухэтажные строения, активно сносимые в рамках программы реновации, или небольшие четырех- и пятиэтажные дома.
Еще более жесткие условия законопроект предлагает для товариществ собственников жилья. Их создание, согласно просочившейся информации, будет возможно лишь в отдаленных районах при отсутствии там управляющих компаний, либо в случае официального отказа всех существующих УК обслуживать тот или иной дом. «Учитывая, что в каждой махалле сегодня присутствует по несколько управляющих компаний, эти условия выглядят невыполнимыми и, по сути, означают конец для ТСЖ как института», – заключил активист.
Проблема давления на самоуправляемые дома не нова. Председатель правления ТСЖ Игорь Петриченко напомнил, что на протяжении последних лет собственники сталкиваются с попытками принудительного перевода их домов под юрисдикцию управляющих компаний со стороны хокимиятов. «Мы неоднократно указывали на то, что хокимияты принимают протокольные решения без учета волеизъявления жителей, а МинстройЖКХ, видя очевидные нарушения закона, принимает эти документы в обработку, меняя данные в биллинговой системе», – заявил он.
Представители ТСЖ сообщили, что им удалось через суд отменить множество таких незаконных решений. Более того, суды вынесли частные определения, указывающие на неправомерность действий как местных администраций, так и самого министерства. «Потерпев неудачу с этими схемами, было решено пойти другим путем – закрепить те же цели, но уже на уровне закона», – считает Петриченко.
Показательна история, рассказанная руководителем ТСЖ «Янгихаёт люкс» и «Нуробод квартал сервис» Галиной Федяниной. Несмотря на вступившие в силу 30 июня и 17 августа судебные решения о признании недействительными протоколов о переводе ее домов в УК, министерство до сих пор не вернуло товариществам контроль над биллингом. «Сотрудники министерства ссылаются на поданную управляющей компанией кассационную жалобу как на повод не исполнять решение суда, хотя оно вступило в законную силу и не было отменено», – подчеркнула она.
Комитет по развитию конкуренции и защите прав потребителей, куда активисты также направили обращение, не поддержал спорную инициативу. Согласно их официальному ответу, проект поступил в ведомство 7 августа. Уже 18 августа комитет направил в Сенат свои рекомендации, в которых предлагается исключить пункты, ограничивающие права жителей на выбор формы управления.
В ходе встречи в парламенте представителей инициативной группы принял заместитель спикера Законодательной палаты Рахим Хакимов. Он заверил собравшихся, что их опасения будут тщательно изучены. Главе Комитета по вопросам предпринимательства Бобуру Бекмуродову было поручено запросить текст законопроекта у МинстройЖКХ, так как в парламент он еще официально не поступал, и организовать рабочую группу с привлечением депутатов для анализа ситуации на местах. Вице-спикер также пообещал, что после официального внесения документа в палату представителей ТСЖ и домов на самоуправлении пригласят для участия в его обсуждении.
Институт товариществ собственников жилья (ТСЖ) в Узбекистане, как и в других постсоветских странах, пришел на смену советской системе жилищно-эксплуатационных контор (ЖЭК). Этот переход был частью масштабной реформы приватизации жилья, начавшейся в 1990-х годах, и был призван передать ответственность за содержание жилого фонда от государства непосредственно в руки собственников. Однако этот процесс на протяжении десятилетий сопровождается трудностями, связанными с низкой правовой грамотностью населения, нехваткой квалифицированных управляющих и периодическими попытками административного вмешательства в деятельность самоуправляемых объединений.