Ранее мы сообщали о том, что узбекистанцы ощутили землетрясение. Сейсмическая активность была зафиксирована на территории Кыргызской Республики. Интенсивность подземных толчков в эпицентре достигла 7 баллов.
В Telegram-канале «AviaSpotter» рассказали, что делает диспетчер, если во время посадки происходит землетрясение. Как оказалось, если в процессе захода самолёта на посадку фиксируются сейсмические толчки или существует угроза повреждения взлётно-посадочной полосы (ВПП), диспетчер незамедлительно аннулирует разрешение на посадку. В этом случае экипажу передаётся обязательное и стандартное указание: «GO AROUND, I SAY AGAIN, GO AROUND» — Уходите на второй круг.
Получив команду, экипаж воздушного судна приступает к выполнению стандартной схемы ухода на второй круг (так называемый missed approach). В этот период персонал аэродрома проводит оперативную оценку состояния ВПП, а также работоспособности систем освещения и навигационного оборудования. Полётная деятельность приостанавливается до тех пор, пока не будет завершена всесторонняя проверка инфраструктуры.
Подобные действия в сфере организации воздушного движения строго регламентированы рядом международных и национальных документов:
• ICAO Doc 4444 (PANS-ATM) — процедуры управления полётами;
• ICAO Doc 9432 (Manual of Radiotelephony) — фразеология связи;
• ICAO Annex 14 & Doc 9137, Part 7 — План действий при ЧС на аэродроме (AEP);
• AIP Республики Узбекистан — национальные правила, основанные на стандартах ИКАО.
В Узбекистане все аэропорты обязаны иметь План реагирования на чрезвычайные ситуации (AEP), который в обязательном порядке включает алгоритмы действий при природных катастрофах, в том числе землетрясениях. После того как аэродромная служба завершает оценку состояния ВПП, диспетчер получает официальное подтверждение о её пригодности к эксплуатации или, напротив, уведомление о закрытии (информация распространяется через систему NOTAM или ATIS).
Ключевое правило в авиации: безопасность пассажиров и экипажа превыше всего. Пока не получены убедительные доказательства полной безопасности и целостности ВПП, выполнение посадок строго запрещено.